Образование пастырей — это великий труд, свидетельствует СвятейшийВладыка. Он подчеркнул, что «в любое время воспитание есть сложнаязадача, ныне же воспитывать юношество особенно трудно, потому что мыживем в так называемом информационном обществе, обществе открытом, гденикакими средствами невозможно оградить молодой ум и молодое сердце отвлияния информации, которая очень часто несет в себе чуждыехристианству стереотипы, образ мыслей и образ жизни».
Этоинформационное воздействие построено таким образом, сказал Патриарх, что воздействует впервую очередь не на сознание, а на чувства, на инстинктивное начало,подталкивая людей жить по закону инстинкта. «Если не противопоставитьгубительному воздействию на человеческое сознание мощный духовныйзаслон, то очень скоро наша цивилизация превратится в цивилизациюинстинкта. Такая человеческая общность нежизнеспособна, потому чтолюди, живущие по голосу страсти, очень быстро теряют человеческийоблик, разрушая свое нравственное начало, превращаясь в зверей, аобщество превращается в волчью стаю», — заявил Святейший ПатриархМосковский и всея Руси Кирилл.
«Когда мы ужасаемся новостям о страшных преступлениях в молодежнойсреде, о жестоких убийствах и прочих тяжких и гнусных преступлениях,многие лицемерно обрушивают на молодежь сокрушительную критику, — продолжил Святейший Владыка. — Но нужно помнить, что молодоепоколение является объектом воздействия разрушающей дух человекаинформационной машины. И те, кто вступил на путь служения Господу, — неисключение. Это молодые люди из тех же плоти и крови, подверженныесоблазнам не меньше, чем их сверстники, обучающиеся в светских школах».
В связи с этим возникает вопрос: что можно противопоставить всемуэтому, как воспитать человека, способного искренне отдать свою жизньБогу вопреки предложениям жить по плоти, какой притягательной картинойможно увлечь внимание юноши, какими усилиями можно сохранить чистоесердце и чистый разум?
Его Святейшество подчеркнул: «Нам иногда кажется, что достаточноусилить дисциплину, “закрутить гайки”, подольше находиться в храме вовремя богослужения — и все встанет на свои места. Это не так. Можно и вхраме часами стоять, а думать о своем. Можно выполнять предписаниядисциплины, а жить собственной внутренней жизнью. И когда передчеловеком открывается свобода выбора, он начинает жить по законам тоговнутреннего мира, который он создал».
Как отметил Предстоятель РусскойПравославной Церкви, есть только один способ — очень простой иодновременно трудный, который должен лежать в основе воспитанияюношества в духовных школах, — сформировать религиозный образ жизни умолодого человека: «Самая главная задача заключается в том, чтобы ужездесь, в этих стенах, он обрел богатый внутренний опыт, опыт общения сБогом, уникальный, свой собственный, чтобы в ответ на это общение сГосподом он получал реальную помощь свыше. Необходимо, чтобы он понял:быть верующим и жить по законам веры — значит быть счастливым человеком сбогатой внутренней жизнью, с которой не могут сравниться никакиеоблеченные в ложно привлекательную упаковку жизненные стандарты».
Для этого, отметил Святейший Патриарх Кирилл, нужно постоянновоспитывать свой разум, много самостоятельно читать, много думать иобязательно писать: «Наверное, самая большая ошибка нашей школы состоитв том, что мы мало пишем, мало самостоятельно излагаем на бумаге своимысли. Сейчас, в век Интернета, очень часто подготовка сочиненийсводится просто к переписыванию информации из всемирной компьютернойсети. Однако нужно научиться самостоятельно мыслить, анализироватьпрочитанное, излагать свои мысли и устно, и письменно. Такая работа надсамим собой требует много времени, и если отдаваться этой работе, то небудет времени на пустоту, на праздное и опасное для душивремяпрепровождение. А если эту творческую созидательную работусоединить с молитвой, с реальным религиозным опытом, то духовная школастанет поистине школой мысли и школой духа».
«Я не представляю, каким еще способом можно воспитать сегоднядостойного пастыря, способного говорить с современным обществом,передавать ему Евангельское послание, защищать свои убеждения, делатьих понятными для других, жить глубокой религиозной жизнью, кроме какчерез прохождение школы благочестия в наших духовных школах, — заявилЕго Святейшество. — Я хотел бы от всего сердца пожелать вам всемприобщиться к этому, поверьте мне, прекрасному опыту. Если человек неовладевает им в этих стенах, то просто теряет время зря».
В продолжение своей мысли он отметил: «Если студент, воспитанник,воспитанница берут на себя обязательства овладеть основамиинтеллектуальной и духовной жизни, то можно отменять службу дежурныхпомощников, инспекторов и не смотреть на часы, проверяя, когда он илиона пришли из города. Все будет правильно устроено, потому что внутрикаждого будет свой собственный инспектор, который будет подсказывать,можно ли потратить время понапрасну или этого делать нельзя». В тотвек, в который мы живем, нет другого способа воспитывать юношество,подчеркнул Святейший Владыка.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратил вниманиеслушавших на еще одно обстоятельство: «Молодежь, особенно молодежьсегодняшнего дня, не слишком верит в красивые слова, но оченьподвержена влиянию примера. Собственно говоря, то, что сегодняпроисходит в сфере так называемой массовой культуры, есть видимоесвидетельство того, как примеры оказывают потрясающее воздействие намассовое сознание людей, в первую очередь юных. Ныне кумирами являютсяне мыслители, не писатели, а популярные певцы, музыканты, спортсмены. Апочему это происходит? А потому, что слишком притягателен пример. Этилюди становятся героями в сознании молодежи. Если мы хотим воспитатьсовременное православное юношество, то пастыри, преподаватели,профессора должны стать такими примерами и героями. Если совершаетсябогослужение, а за богослужением студенты не видят своих профессоров ипреподавателей, им не с кого брать пример».
«Духовная школа — это школа и студентов, и преподавателей; этоединая семья», —подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.