Профессор Мюнстерского университета Томас Бремер о проблемах изучения православия в Восточной Европе
События

Встреча  с молодыми учеными состоялась на кафедре истории Церкви в рамках межвузовского семинара «История Церкви: источники, институты, методология, историки». Будучи специалистом по истории православия, гость из Германии прекрасно говорит по-русски.

Профессор Томас Бремер работает в университете города Мюнстер. По его словам, в этом государственном учебном заведении — самый большой в мире теологический факультет, где учится 2 500 студентов. Большинство из них будет преподавать в школах, 50-60 человек станут священниками, а некоторые выпускники будут работать в церковных и общественных организациях, в СМИ и т.д.

На теологическом факультете 21 кафедра. Профессор назвал лишь некоторые: это кафедры философии, Ветхого и Нового Заветов, истории Церкви, догматики, моральной теологии, практической теологии и т.д. Одно из подразделений факультета – Экуменический институт, где докладчик преподает историю Восточных Церквей. Изучается православная теология, история Восточных Церквей, введение в литургику Восточных Церквей. Профессор отметил, что с тех пор, как в Мюнстерском университете была введена Болонская система, предмет «Введение в историю Восточных Церквей» он читает для всех студентов, а не только для специализирующихся.

«Восточные Церкви – это что-то экзотическое не только для немецких студентов, но и для профессуры», — отметил выступавший. И главная причина – незнание русского языка. «Моя стратегия состоит в том, чтобы побудить их к изучению русского языка, культуры, истории Русской Церкви», — рассказывал ученый. Область научных интересов профессора Бремера – Россия, Белоруссия, Украина, Сербия. Профессор Бремер участвует в российско-немецких научных проектах, например, по изучению религиозной политики в СССР в 60-80-е гг. в союзных республиках. Он упомянул также о совместно изучаемой теме «Понятие справедливости в России и Германии»; в рамках этого проекта предполагается рассмотреть  «оправдание» диалога между Восточной и Западной Церквами.

Профессор Бремер подробно рассказал о богатейших библиотеках Мюнстерского университета, где хранится литература и источники по истории Восточных Церквей на многих языках. Он отметил, что теологический факультет заинтересован в студенческом и научном  обмене с российскими вузами. Российские студенты, которые приедут в Мюнстер, смогут также воспользоваться уникальной епархиальной библиотекой. Достаточно сказать, что только теологических и церковно-исторических журналов здесь почти 700 наименований, и все статьи в них расписаны по авторам и темам, что особенно поразило российских участников семинара.

Здесь уместно упомянуть о взаимоотношениях теологического факультета с Мюнстерской епархией. Как отметил ученый, принятая в Германии модель церковно-государственных отношений предполагает следующее: «государству должно быть совершенно ясно, что оно не может заниматься решением религиозных вопросов», а Церкви, соответственно, не подобает вторгаться в сферу полномочий светской власти. В области преподавания теологии в государственном университете «строго отделяются академическая система и церковная». Кстати, по словам Т. Бремера, в Германии «почти нет церковных теологических институтов», а в государственных вузах студенты обучаются теологии бесплатно, за счет госбюджета. По соглашению с епархией, новый преподаватель факультета теологии должен быть утвержден епископом, и последний свое согласие «почти всегда дает». Однако дальше Церковь не вмешивается в процесс преподавания. «У нас очень хорошие отношения с епископом, но мы всегда помним о различиях академической и  церковной науки. Мы дружим, но не имеем слишком много совместного», — сказал профессор.

Отвечая на вопрос о статусе теологического образования в Германии, он ответил: «У нас с этим нет проблем. В Мюнстерском университете, как и в других государственных вузах, теологам выдают диплом государственного образца и научные титулы». Докладчик пояснил, что в Германии существует система приема на работу, отличная от российской: «нет необходимости иметь степень именно по этой специальности, чтобы выполнить определенную  работу». Например, «если у меня журнал, я хочу пригласить журналиста, он мне нравится, я могу его принять, несмотря на то, есть ли вообще у него теологический диплом или нет. Это не играет такой большой роли, как в России. Достаточно, что он окончил университет». Зная о трудностях с государственным признанием теологического образования и ученых степеней в России, профессор Бремер пожелал российским коллегам делать «акцент не на внешние условия, документы и т.д., но на способности каждого человека — и будет гораздо легче».

Докладчик также внимательно следит за развитием современной религиозной жизни в России, поэтому нельзя было не задать ему вопрос о том, как он оценивает итоги 20-летия религиозной свободы в России. «Это совсем  небольшой срок», — начал ученый. Он сделал краткий обзор основных вех религиозной жизни последних двух десятилетий, определив нынешнюю ситуацию как «конфронтацию (религиозных организаций, в первую очередь, РПЦ – прим. Ред.) с реальностью». «Все вышло не так хорошо, как казалось, и первоначальный  подъем сейчас опадает, восторженность остывает, остаются только те, кто уверен в своей вере, а поверхностные уходят», — пояснил он. Что касается церковно-государственных отношений в России, то их оптимальная модель еще не найдена, считает эксперт. «Сейчас у вас  сложилась ситуация, в которой каждая сторона – и государство, и Церковь, считает, что это ей полезно, выгодно, но правильно ли это? Я не сказал бы, что Церковь просто-таки используется государством, но сомневаюсь, что тут можно извлечь взаимную пользу. В западноевропейских  странах сложились разные типы церковно-государственных отношений, и Россия должна найти свою модель, ту, что подходит стране и обществу. Совершенно ясно, что время преследований прошло, но ясно также, что вернуться к дореволюционной модели нельзя, нет такой традиции в прошлом, на которую можно было бы ориентироваться. Поиски займут длительный период», — отметил ученый.

Будучи специалистом в области богословского диалога Восточных Церквей и Римско-Католической Церкви, Т. Бремер ответил на вопрос о перспективах этого диалога. «Я вижу, что у православных есть интерес к нашим институциям, а у нас наоборот – к Православной Церкви, православной теологии», — поделился наблюдениями профессор, который три года назад был приглашен читать курс католической теологии в Смоленскую духовную семинарию. По его словам, «конкретное сотрудничество» в последние годы активизировалось в рамках работы богословской православно-католической комиссии, которая пошла по верному пути, обратившись к изучению опыта первого тысячелетия неразделенной Церкви. Упомянув об одном из главных экклезиологических расхождений – о примате Римского епископа, он предложил такую модель компромисса: "Католики должны понимать, просто по историческим причинам, что римское преимущество не играет такую большую роль, а православные, со своей стороны, должны признать, что оно все-таки определенную роль играет. На этой основе можно приближаться к диалогу"».

Докладчик подчеркнул, что развитие такого диалога – это длительный процесс, от него не следует ждать скорых результатов, но выразил надежду, что новый предстоятель РПЦ продолжит экуменические контакты. «Новый Патриарх  был председателем  ОВЦС МП, так что у него огромный экуменический опыт, он всех ведущих людей из других Церквей знает, он с ними говорил, у него полная информация. Конечно, интересно, кто будет его преемником на посту главы ОВЦС МП, но есть все основания надеяться, что он тоже поддержит тот экуменический интерес, который выявил митрополит (тогда еще) Кирилл», — сказал Т.Бремер. Ему известно о настроениях тех православных в России, которые считают экуменизм «ересью». Вместе с тем,  он отметил: «Мы знаем, что такие люди всегда есть, но  мы знаем также, что одна Церковь не может жить без остальных. Контакты всегда должны быть, ведь это ответ на призыв Господень: "Да будут все едино". И надеюсь, что Патриарх Кирилл  продолжит эту работу и убедит своих оппонентов».  «Нам надо искать пути, чтобы Восточные и Западная Церкви могли жить в единстве, сохраняя каждая свою идентичность», — заключил профессор Мюнстерского университета.

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9