Российской академии художеств, авторы сборника, ведущие российские и зарубежные ученые. В рамках презентации пройдет чествование руководителя научного проекта и составителя сборника академика РАХ Алексея Михайловича Лидова в связи с его 55 летием.
Сборник статей, впервые в мировой науке, посвящен проблематике огня и света как
важнейших средств в создании сакральных пространств. Он включает 29 статей ведущих
отечественных и зарубежных (американских и европейских) исследователей. В центре внимания
византийская и древнерусская традиция, рассмотренная на широком историческом и
географическом фоне, который только и позволяет оценить своеобразие восточнохристианской
культуры огня и света. Подобное явление не может быть описано в рамках одной традиционной науки, поэтому к его рассмотрению привлечены не только искусствоведы, но и историки,
философы, литургисты, филологи и лингвисты. При этом речь идет об особом виде
художественного творчества, которое может быть адекватно понято только в контексте иеротопии нового раздела истории культуры, изучающего мировую практику создания сакральных пространств.
В рамках этого большого международного проекта уже были изданы книги:
Лидов А.М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009; Иеротопия.
Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.сост. А.М.Лидов. Москва, 2006, с.3258;
Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств / Ред.сост. А.М.Лидов. Москва, 2009; Новые Иерусалимы.
Иеротопия и иконография сакральных пространств / Ред.сост. А.М.Лидов. Москва, 2009. Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси / Ред.сост. А.М.Лидов. Москва, 2011.
Все издания доступны онлайн на сайте www.hierotopy.ru
.
С ОДЕРЖАНИЕ
А. М. Лидов. Драматургия Огня и Света как вид иеротопического творчества
Вяч. Вс. Иванов. Огонь, Солнце и Свет в языках и культурах древней и средневековой Евразии.
С. С. Хоружий. Свет Плотинов и свет Фавора: мистика света в неоплатонизме и исихазме.
А. Д. Охоцимский . Образ - парадигма Божественного Огня в Библии и в христианской традиции.
Фабио Барри. Дом восходящего солнца. Светоносность и сакральность от Domus к Ecclesia.
Мария Кристина Кариле. Императорский дворец, излучающий свет: материальное и нематериальное в Sacrum Palatium
А. Ю. Годованец. Пространство Софии Константинопольской и позднеантичная наука о свете Елени Димитриаду.От Великого дворца до Великой церкви: искусство и свет в контексте придворного ритуала в Константинополе X века.
Мария Парани. «Взойди как солнце, Боговдохновенное царство». Световая символика и
использование света в византийских императорских церемониях
Димитра Котула. Драматургия света в погребальных приделах основате лей византийских монастырей
А. М. Пентковский. «Святой Свет» и возжжение огня в Великую Субботу в Иерусалиме.
Марчелло Гарзанити. О восприятии «Благодатного Огня» русским, западным и византийским
паломником в Иерусалиме ХI–ХII вв. : «Хожение» игумена Даниила в контексте греческой и
латинской паломнической литературы его эпохи.
Николетта Исар. Танцующий свет в византийском сакральном пространстве. Афонская хорография огня
Л. М. Евсеева. Образ и свет в чине Всенощного бдения в монастырях Афона.
Элка Бакалова. Огненный Столп как знак теофании в византийском и пост-
византийском искусстве.
М. А. Лидова. Тема огня в иконографической программе капеллы Галлы Плацидии в Равенне
Елена Богданович. Риторика и перформативность света в сакральном пространстве: Видение св.
Петра Александрийского.
А. М. Лидов. Иконы в огне. Византийская иеротопия обряда Анастенарии.
В. М. Живов. Видения света и проблемы русского средневекового исихазма
Д. И. Макаров. Учение св. Каллиста I, Патриарха Константинопольского, о Божественном Свете
и Огне и его истоки в традиции афонского и студийского исихазма
Вс. М. Рожнятовский. Световые эффекты в пространстве византийского храма: исторические
этапы и особенности развития.
Вл. В. Седов. Проблема окна в древнерусской архитектуре: некоторые тексты
А. Г. Мельник. Огонь в практиках почитания русских святых в XI–XVII веках
В. В. Игошев. Типология, назначение и символика древнерусских кадил и ладаниц
П.А. Тычинская. Огненный лик. К истокам иконографии архангела Михаила грозных сил воеводы.
А. В. Муравьев. Огонь и свет в сакральном пространстве старообрядческой церкви
О. В. Чумичева. «Огонь просветительный» в русской богословской полемике первой половины —
Середины XVII века
Г.М. Зеленская. Концепция света в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря
М. Н. Соколов. Арт-искра как историко-эстетический феномен. К иконологии элемента Огонь.
Приглашаем посетить мероприятие и осветить его в Вашем информационном
формате.
Управление информации Российской академии художеств.
Контакты:тел.(495) 637-4771, 637-2569, e-mail: adv@rah.ru; rah1757@yandex.ru