Выставка проходила в рамках Рождественского фестиваля «Вифлеемская звезда»; экспозиция была развернута в помещении Театра-школы драматического искусства на Сретенке. Свои работы на библейские темы представили восемь художников: Елена Черкасова, Анатолий Этенейер, Ирина Зарон (живопись), Лилия Ратнер и Артем Киракосов (графика), Лазарь Гадаев, Сергей Антонов и Александр Бугаков (скульптура). Все они приняли участие в дискуссии (покойного Лазаря Гадаева представлял его сын, художник Константин Гадаев). Также в заседании круглого стола заинтересованное участие принял епископ Серафим (Сигрист), представитель Американской Православной Церкви.
Формулируя концепцию выставки, ее куратор, искусствовед Ирина Языкова, отметила: «Язык псалмов сегодня практически забыт или сознательно ограничен рамками узко понимаемого церковного искусства. Современное искусство исполнено либо пафоса человеческого самоутверждения, либо мрачных апокалиптических предчувствий, а так называемое «актуальное» искусство сознательно строится на десакрализации священного и доходит до откровенного святотатства. Но псалмопевцы не перевелись и среди художников нынешнего века, их искусство, как и псалмы библейского царя Давида, рождается изнутри души, взыскующей ответа на вечные вопросы бытия: жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, надежды и отчаяния». Псалмы — это «образ творческого ответа человека, находящегося в постоянном диалоге с Богом», считает куратор, а последний, 150-й псалом, — это «вселенская хвала Богу-Творцу, и в то же время — гимн творческим возможностям человека и огромной силе искусства, которая преображает мир».
Открывая круглый стол, Ирина Языкова отметила особую важность библейской темы в искусстве сегодня, «на переломе, когда все говорят об экономическом кризисе, но самый главный кризис — духовный». Она подчеркнула, что даже культура атеистической эпохи не могла избежать обращения к сюжетам Священного Писания, а сегодня эта тема «все более востребована, без нее человек просто «рассыпается».
Настоятель домового храма Театра на Сретенке во имя Сретения Господня игумен Даниил (Ишматов) обратил внимание на то, что в раскрытии библейских тем в современном искусстве «много подводных камней», так, нередко можно встретить даже «безбожное» произведение на библейский сюжет. Сам он, будучи еще и режиссером-документалистом, создал два фильма, посвященных христианским святым – преподобномученице великой княгине Елизавете Федоровне и святому Армянской Церкви Григору Нарекаци. По словам о.Даниила, в современном искусстве возможен новый жанр – «кино-икона», а кино дает массу возможностей для создания христианских произведений.
Константин Гадаев сразу начал с конкретного предложения, на которое откликнулись все участники круглого стола: давно назрела необходимость создать в Москве музей современного христианского искусства. Было отмечено, что только в Москве «огромное число» художников работают над этими темами. Однако дальнейшее обсуждение пошло по пути поиска критериев: оживленно спорили о том, что считать христианским искусством.
Лилия Ратнер – художник, историк искусства и катехизатор с многолетним стажем – убеждена, что в любом произведении искусства «слышен голос Божий», но по-разному: художник или «за» Бога, или «против», или ищет Его. Культуролог, историк Роман Багдасаров считает, что для признания произведения искусства религиозным достаточно уже, если оно «напрямую не отрицает сакральное». Он отметил тесную связь религиозной картины с иконой и в то же время – разное назначение этих произведений.
«Как святой «выходит» к нам из пространства иконы, так глубина Библии и Церкви раскрывается для всего мира через религиозное искусство», -- вступил в дискуссию епископ Серафим. По его словам, искусство присутствует там, где есть «глубина сакрального», причем оно может проявиться не только в материальном объекте, но и в общении. Например, известно, что прп.Серафим Саровский молился перед иконами, которые вряд ли можно назвать произведениями искусства с точки зрения светского исследователя, но в потоке «молитвенного общения» эти иконки превращались в «сакральное». Тему продолжила руководитель молодежного христианского клуба «Встреча» катехизатор Карина Черняк, отметившая, что произведение можно признать христианским независимо от сюжета, если художник живет Духом Евангелия. В «едином мире церковной соборности» есть место и иконе, и религиозному искусству вне храма.
Некоторые художники – участники выставки и круглого стола создают как «светские» произведения на библейские темы, так и иконы и предметы церковной утвари. Скульптор Сергей Антонов считает, что произведения современного искусства могут присутствовать в Церкви: например, художница Ирина Зарон, чьи работы представлены на выставке, по просьбе о.Бориса Даниленко расписала своды храма в Андреевском монастыре в манере, не традиционной для церковного искусства.
«Все дело в батюшке», — так определил принцип взаимодействия Церкви и современного искусства Артем Киракосов. Ему тоже известен удачный пример работы современных художников в храмовом пространстве – речь идет о домовом храме Покрова при Центральной детской клинической больнице, настоятелем которого был о.Георгий Чистяков. Многие участники круглого стола высказались за то, чтобы искать формы экспонирования произведений современных художников в помещениях при храмах, и такой опыт уже есть. «Насколько было бы богаче пространство христианского храма, если бы в нем присутствовало современное христианское искусство», — сказал один из участников обсуждения.