Представитель Московской Патриархии протестует против трансляции передачи по болгарскому телевидению
События

Ответ на передачу «Вера и общество» Первого канала БНТ от 11 января 2009 года

Передача выдержана в худших традициях пропаганды периода «холодной войны». Дискуссии  предшествует видеоряд, смонтированный таким образом, чтобы у зрителя не оставалось никаких сомнений в тезисах, озвученных гостями. Недобросовестный монтаж кадров, подобранных специальным образом, воздействует непосредственно на эмоции людей и, по сути, является попыткой манипулировать этими эмоциями, направляя их в «нужное» русло. Когда отношение уже сформировано, начинается воздействие на сознание зрителя.

Теперь, когда присутствующие в России и Украине болгарские эксперты убедились в подлинных причинах непоступления газа на Балканы, создатели передачи, конечно же должны пожалеть о своей быстрой реакции на злободневную тему и уведшей их далеко от истины. Кичась европейским принципом «свободы слова», якобы действующим в Болгарии, авторы передачи совсем позабыли пригласить в эфир какого-нибудь оппонента (хотя бы меня или сотрудника Российского Посольства), не разделяющего мнений двух профессоров-русофобов «поющих в унисон».

Сама попытка рассматривать геополитику через призму христианской морали является уловкой, соединяющей заведомо несоединимые и несопоставимые вещи, и представляет собой «неблагообразный парадокс», используя выражение одного из гостей передачи.

Лейтмотивом является обвинение Российского Правительства и Православной Церкви в национализме, имперских амбициях, проявляющихся в «газовом конфликте». Высказанные apriori, эти обвинения не подкреплены никаким серьезным ситуативным анализом, что объяснимо. Если приводить аргументы, то придется разбираться в сути конфликта, что совершенно  не входит в задачу авторов передачи. Достаточно заметить, что Украина, которая является, как минимум, одной из сторон конфликта, вообще не упоминается. Не рассматриваются также и причины прекращения транзита газа по ее территории. Вместо этого зрителю навязывается тезис: «Болгария страдает от русской политики».

Обсуждение голословных обвинений  составляет основную часть передачи. Используется классический прием контрпропаганды: приписать оппоненту определенную позицию (удобную для критикующей стороны и часто имеющую мало общего с реальностью) и затем с пафосом ее разоблачать. Так Русская Православная Церковь обвиняется в заигрывании с национализмом, что определяется как «фашизоидность», а сама Церковь называется «фашизоидным авангардом Русского Правительства». Этот перл принадлежит человеку, который, по моему мнению, сам страдает некоторой «шизоидностью»: человек, употребляющий подобные эпитеты в адрес Православной Церкви, едва ли  сам может считаться православным. Тем более что по странному стечению обстоятельств, он одновременно является  прихожанином той самой Русской Церкви, которую так яростно обличает.

Следующим обвинением в адрес Русской Православной Церкви является отсутствие ее реакции на «газовый конфликт». Видимо, уважаемые профессора «забыли», что церковь в России отделена от Государства и не вмешивается в политику. Хотя, вопреки всякой логике, несколько минут назад они отстаивали тезис о политической и национальной ангажированности Русской Церкви. Досталось и Болгарской Церкви, которая, по их мнению, должна перестать связывать себя с русским православием и осудить «антизападную позицию» некоторых болгарских иерархов (имеется в виду Пловдивский митрополит Николай и др.), что, разумеется, является смертным грехом в глазах наших «истинно православных» экспертов.

Что же касается обвинений против  Российского Правительства, то здесь, разумеется, не обошлось без исторических экскурсов. Было сделано рискованное заявление о том, Русское Правительство никогда не руководствовалось соображениями православия в отношениях с Болгарией, даже в период Освободительной войны 1877-1878 гг. Трудно сказать, чего здесь больше — некомпетентности или недобросовестности. Но едва ли доктору исторических наук и бывшему декану исторического факультета не известно об огромном общественном подъеме в России накануне той войны, о фактах православной солидарности и благотворительности. Можно упомянуть Самарское знамя — национальную святыню болгарского народа, о которой знает каждый школьник. Непростая история российско-болгарских отношений, слава Богу, полна фактами православного братства, достаточно о них просто  не «забывать». Но нашим экспертам больше по душе обвинять Россию в политическом эгоцентризме и противопоставлять ей американскую политику, «глубинно движимую религиозными мотивами»!!!

Современные российские политики обвиняются в  лицемерном злоупотреблении религией. Их личная характеристика носит настолько оскорбительный характер, что находится за гранью всякой критики, особенно впечатляет сравнение с «истинно верующим человеком Джорджем Бушем».

Венцом псевдонаучных рассуждений является определение России как «азиатской, коммунистической державы, у которой нет никаких ресурсов для присутствия в мире, она не может предложить миру никаких идей». Оставим на совести авторов подобные высказывания «вселенского масштаба и вселенской же глупости», по выражению проф. Преображенского, героя повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Не зря я сказал о псевдонаучности данных высказываний. Потому что, если ученый желает компетентно говорить об Антарктиде, то, как минимум, он должен на длительное время отправиться в Антарктиду в экспедицию. Если желает писать о тибетских монастырях и монахах, то должен, некоторое время, прожить в этих монастырях и своими глазами увидеть внутреннюю жизнь обителей, пообщаться с ее насельниками. Очевидно, что данные «ученые» ни какой исследовательской (собственно научной деятельности не вели). Не ездили в длительную командировку в Россию, не жили в русских монастырях, не общались с русскими иерархами, монахами, мирянами. А как принято у философов (странно, что и историк воспользовался этим же порочным методом) взяли все аргументы в своем воспаленном воображении. Вот именно такие псевдонаучные деяния именуются в Священном Писании термином «лжеименное знание» (Тимофею 6:20). Вот именно этот случай имеется в виду, когда в Первом Послании к Коринфянам (1:19-20) говорится: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». «Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие?» По евангельскому слову и выходит, что простая приходская бабушка духовно богаче и разумнее профессора философии, потому что имеет веру, любовь и смирение. А горделивый ум запутался в своих инсинуациях и не имеет ни любви, ни смирения, ни кротости и в итоге не имеет и подлинного разума. Как говорится в русской пословице «Ума палата, да разума маловато». Питается такой ум своими скудными мыслишками, злобой, в данном случае проамериканской прессой и главной помойкой нашего времени — Интернетом, совершенно игнорируя научные методы познания окружающего мира.

Целью передачи, конечно же, является обработка общественного мнения. Нельзя сказать, чтобы в нынешней непростой политической и экономической ситуации подобные взгляды не имели распространения. Однако существует и иное мнение в болгарском обществе: «Нам нужно всегда быть вместе с Россией!». И это вынуждены признать гости передачи, говоря о шквале звонков зрителей по открытым телефонным линиям. Правда, уважаемые профессора называют это «остервенением». Ну что же, Бог им судия!

Игумен ИСИДОР (Минаев),
Представитель Патриарха Московского
и всея Руси при Патриархе Болгарском

г. София, 17 января 2009 года.

От редакции портала «Православие БГ». Православная телепередача «Вера и общество», которая выходит в эфир  каждое воскресное утро, пользуется значительной популярностью среди верующих христиан Болгарии. Ее автор и ведущий — известный и уважаемый церковный журналист Горан Благоев. Думается, что телеведущий не несет ответственности за мнения своих гостей, в том числе и за антироссийские высказывания, которые, к сожалению, имели место. Каждый отвечает только за свои собственные взгляды, поступки и слова и вряд ли можно считать, что ведущий «срежиссировал» беседу и всю передачу так, чтобы спровоцировать обвинения против России.

Вместе с тем приходится, к сожалению, признать, что настроения такого рода действительно существуют среди части болгарского общества, и они обострились во время газового кризиса, жертвой которого стала наша страна. Мы понимаем и во многом разделяем пафос письма о. Исидора. Вместе с тем мы считаем, что одним, хотя бы и самым страстным и эмоциональным, письмом этой проблемы не решить. Нужно внимательно и терпеливо разъяснять факты и рассеивать заблуждения, что требует многолетнего кропотливого труда. Будем надеяться, что с обеих сторон — болгарской и русской — найдутся достаточно добрых сердец и терпеливых воль, которые рассеют навязанный нам извне туман недоверия и восстановят исконную теплую дружбу между нашими народами в ее подлинности и полноте.


Другие публикации на портале:

Еще 9