В рамках своего выступления постараюсь коротко рассказать о том, что же представляет собой по результатам социологических исследований окружающая нас верующая Россия. Этот доклад носит не столько теоретический, сколько практический характер, в связи с чем, заранее прошу прощения, если некоторые цифры кого-то удивят. Источником данных, которые будут представлены, является крупное всероссийское социологическое исследование «Атлас религий и национальностей Российской Федерации» (АРЕНА),проведенное службой «Среда» в 2012 году. Полевые работы были заказаны у Фонда «Общественное мнение», выборка исследования составила 56 900 человек, что, надо заметить, в 30 раз больше стандартного всероссийского репрезентативного опроса. Соответственно, это позволяет нам увидеть актуальную религиозную ситуацию по всем регионам и по всем вероисповеданиям России. Данные этого исследования находятся в открытом доступе.
О чем же пойдет речь? В первую очередь, о численности верующих. Затем, хотелось бы представить своего рода иллюстрацию тезиса уважаемого господина Аббясова о холизме религиозного возрождения, говоря о верующих в разных общественных размерностях. Это особенности верующих в политическом пространстве, экономическое поведение россиян, а так же демографические намерения. В заключение, хотелось бы несколько слов сказать о так называемой нами «супергруппе» россиян, — немногочисленной, однако очень интересной находке.
Итак, начиная с конца, в целом по РФ число неверующих составляет 13%, в то время как доля россиян с определенным вероисповеданием значительно больше и на момент исследования достигла 57%. Помимо 5 % затруднившихся с ответом, далее, возможный миссионерский интерес вызывает четверть россиян, верующих без принадлежности к какой-либо религии.
Говоря о православных верующих, необходимо обратить внимание на отсутствие сегодня в экспертном сообществе четких критериев их определения. Самоидентификация респондента не всегда является достаточно достоверной, так как для сегодняшней России характерно смещения понятий, когда «православность» оказывается частью политической, культурной или этнической принадлежности, по сути не являясь религиозной идентичностью современного россиянина. В связи с чем, для включения в группу «церковных православных» в рамках нашего исследования, респонденту необходимо было согласиться с утверждением «исповедую православие и принадлежу к Русской Православной Церкви (РПЦ)». Такое утверждение выбрано не случайно, более подробную информацию о данной методике можно получить на сайте нашей службы. Благодаря данной формулировке удалось выделить группу православных церковных верующих, составивших, по результатам исследования, 41% от общего населения РФ. Социально-демографические особенности современного церковного православного христианина достаточно размыты, однако принадлежность к РПЦ все же чаще отмечается среди городских жителей, и среди женщин, нежели мужчин.
Согласно полученным данным, ислам является второй по степени распространенности религией в России, его исповедуют 6,5% населения, среди которых наибольшее количество мужчин, проживающих преимущественно в селах. Примечательно, что мусульмане России чаще, чем в среднем, называют себя счастливыми людьми.
При рассмотрении гражданской позиции респондентов, возникает интересная связь: как оказалось, среди россиян, желающих покинуть территорию Российской Федерации, а уверенно об этом говорят 9% — кстати, чаще среднего это молодые люди, — также чаще можно встретить неверующих, а также, несколько чаще среднего среди них оказываются протестанты и иудеи. Мусульмане в данной группе представлены без отличий от среднего по России. Что же касается православных церковных россиян, то они заметно реже выказывают желание уехать, и, согласно данным, чаще говорят о любви к России.
График Correspondence Map (многомерная свертка данных), позволяющий судить о резонирующих характеристиках респондентов, подтверждает сказанное. Мы видим, что к атеистам ближе всего, как и было сказано, утверждение «хочу жить в другой стране», в то время как к церковным православным наиболее приближено утверждение «люблю Россию».
В связи с этим, хотелось бы обратить внимание на специфическую группу «граждан-мирян», имеющих активную гражданскую позицию наряду с ответственным отношением к своему православному вероисповеданию. Данная группа составляет 4,5%. Что интересно, она достаточно «ресурсообеспеченная» в социальном плане и объединяет чаще молодых россиян, чаще среднего имеющих высшее образование и сравнительно высокий доход. Присутствующим может быть интересно, что «граждан-мирян» чаще всего можно встретить в Москве и Московской области, а так же в Калуге, Костроме, Туле, Новгороде, Липецке и Санкт-Петербурге.
Еще одно наблюдение. Мы пытались прояснить ситуацию, связанную с соблюдением Заповедей Божьих в современном российском обществе, естественно, с учетом специфики перевода языка Заповедей на секулярный анкетный язык. Так, в целом по России около 60% населения заповеди не соблюдают, в то время как живут согласно хотя бы 7 заповедям не более 6% россиян. Хотелось бы обратить внимание на любопытный факт: наименьшее число людей, не соблюдающих заповеди, находятся не в группе активных прихожан (43% живущих не по заповедям), а среди россиян с активной гражданской позицией (36%).
Несколько слов о экономической активности россиян. Так, согласно данным исследования, в России 9% населения готовы к предпринимательской деятельности. Это также чаще это молодые люди, имеющие активную гражданскую позицию, склонные к благотворительности, более того, что крайне важно, выражающие желание иметь детей. Среди подгруппы «предпринимателей», желающих покинуть Россию, опять же чаще мы видим атеистов, протестантов и иудеев. Остаться в стране планируют в основном экономически активные православные предприниматели, а также отдельно выделяется небольшая (около 300 000 человек), но достаточно примечательная группа староверов, которую хотелось бы отметить.
Как показывает данный график, еще одна «карта соответствий», староверы, — эта сравнительно наиболее высокодоходная группа россиян, при этом с ярко выраженной религиозной идентичностью. Они чаще говорят о том, что вера важна в их жизни, соблюдают религиозные предписания, говорят о том, что «хотели бы верить больше», Возможно, эта группа может служить прообразом экономически активной православной группы, на которую имеет смысл обратить внимание.
Приближаясь к заключительным тезисам, хотелось бы пару слов сказать о демографии, а точнее о тех, кто наследует Россию не в переносном, а в прямом смысле, или, как напомнил нам Владыка Иларион, тех, «кто выбирает жизнь». Так, согласно нашим данным, 11% респондентов выразили желание иметь много детей. Примечательно, что в данной группе у россиян часто доход выше среднего по России, и одновременно религия, по словам самих опрошенных, играет достаточно важную роль в их жизни. Следует заметить, что эти данные противоречат убеждению ряда социологов, которые в рамках модернизационного подхода склонны считать, что высокая степень религиозности и высокий уровень рождаемости связаны с низким уровнем социально-экономического развития. Однако в мировой практике многочисленные данные показывают, что при сходных социально-экономических условиях, более высокий уровень рождаемости наблюдается в группах с более высоким уровнем религиозности. В связи с этим, появляется возможность говорить о некой «демографической надежде» современного общества, непосредственно связанной с россиянами, серьезно оценивающими роль религии в своей жизни.
Мы подошли вплотную к «супергруппе» россиян — это те самые 11%, которые хотят иметь много детей. Хотела бы отметить, что эта групп включает не только православных, но и представителей всех вероисповеданий. В этой группе мы видим множественные более вероятные положительные корреляции, связывающие не только веру и важность семейных ценностей, но и более высокое межличностное доверие, более высокую гражданскую активность, большую склонность к благотворительности и более высокий уровень патриотизма.
В этой связи хотелось бы поделиться еще одним наблюдением, которое перекликается с тезисами Владимира Легойды, обратившего внимание на актуальный сегодня феномен множественной системы личностных идентификаций. В XXI веке, большая скорость социального времени, высокая плотность информационного потока, а так же акцент на горизонтальных, сетевых взаимодействиях побуждают современного человека не просто играть различные социальные роли в течение одного дня, — это было и раньше, — но буквально становиться разными люди в течение дня, перебирая «предельные идентичности».
При этом, последние, как справедливо заметил Владимир Романович, определяют систему ценностей отдельного индивида и, соответственно, общества в целом, формируя критерии «добра и зла». Важно добавить, что одновременное наличие у человека комплекса различных по сути идентичностей, остро ставит вопрос о наличии или отсутствии резонанса между встроенными в эти идентичности системами ценностей. Если эти разные системы ценностей резонируют между собой, всё нормально. Но если они оказываются несовместимыми, мы сталкиваемся с аномией, социальной апатией, алкоголизацией, ну и риском депопуляции.
Напротив, в случае наличия резонанса идентичности, — мы, по сути, возвращаемся к ранее приведенному эмпирическому свидетельству о наличии «супергруппы» россиян. Может быть, в какой-то степени это та самая Новая Симфония, о которой нам напомнил Отец Всеволод. Здесь мы видим, как связанными в непротиворечивое целое оказываются желание иметь детей, активная и открытая социальная позиция, вера, любовь к Родине.
Лейтмотивом нашего сегодняшней пленарной сессии стало цитирование работ Питирима Сорокина, и утверждение нашего уважаемого ведущего о том, что впереди для России, возможно, оказывается эпоха идеациональной культуры. Не исключено, что в данном докладе представлено социологическое свидетельство в пользу этого утверждения.
В современном российском обществе существует сегодня большое количество очень серьезных проблем. Однако не хотелось бы, чтобы это мешало нам видеть то хорошее, что у нас есть.