Фоторепортаж: Мозаики церкви Хора в Стамбуле
События

На третий день после захвата Константинополя Мехмед Второй вступил в город, и он стал Стамбулом – столицей османского государства. Уцелевшие христианские храмы завоеватели превратили в мечети. Среди стамбульских мечетей была и Кахрие Джами - бывшая церковь Хора, построенная в 11 веке. Хора - буквально означает "в полях", "за городом". Монастырь, к которому принадлежала церковь, первоначально находился вне городских стен, полное название храма - Церковь Христа Спасителя в Полях.

Монастырь был расположен близ западной стены Константинополя, в самом слабом месте византийской обороны, на него пришелся мощный удар турецкого воинства, однако каким-то чудом в церкви Хора сохранились в изобилии мозаики, созданные в 1316-21 годах. Их не уничтожили при захвате Константинополя, не сбили и позднее. Почему некоторые уцелевшие в церквях мозаики были не сбиты, а замазаны штукатуркой? Возможно, для турок это было самое простое и наименее трудоемкое решение, спасительное для немногих сохранившихся фрагментов византийского искусства – их словно законсервировали. Есть версия, что мозаики церкви Хора были закрыты не сразу, это подтверждает и название существовавшей в ее стенах мечети: Кахрие Джами – мозаичная мечеть.

Когда в 1948 году церковь Хора открылась как музей Карие (Kariye Müzesi), мозаики, освобожденные от слоя штукатурки, предстали в своей почти первозданной сохранности – трудно поверить, что им почти 700 лет. И еще труднее поверить, глядя на эти совершенные произведения, что они созданы в эпоху экономического, политического, социального упадка Византии, когда она доживала последние из отпущенных ей десяти веков. Это был прощальный взлет византийской культуры, названный, по имени правящей династии Палеологов, "палеологовским ренессансом".

Смотреть фоторепортаж.


Другие публикации на портале:

Еще 9