Заканчивается презентация картины Н.Н.Ге «Суд Синедриона. «Повинен смерти!»
События

«Суд Синедриона. «Повинен смерти!» – одна из самых оригинальных, но и наименее понятых картин «страстного цикла». Созданный в поздний период творчества Николая Николаевича Ге (1831–1894) «страстной цикл» включает также произведения «Что есть истина?» (1890, ГТГ), «Совесть. Иуда» (1891, ГТГ), «Голгофа» (1893, ГТГ), «Распятие» (1892, Музей Орсе, Париж), «Распятие» (1894, местонахождение неизвестно). Ввод картины в экспозиционный обиход предваряет масштабную монографическую выставку Н.Н.Ге, планируемую в 2011 году к 180-летию со дня рождения художника.

История

Судьба картины полна превратностей, сказавшихся на ее состоянии. По цензурным соображениям «Суд Синедриона», написанный к ХХ Передвижной художественной выставке 1892 года, был сразу же запрещен к экспонированию президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. Лишь немногие могли видеть картину в конференц-зале Академии в канун открытия выставки. После наложения запрета автор увез «Суд Синедриона» в свое имение на хутор Ивановский Черниговской губернии, где продолжал работать над полотном. Как следует из писем художника Л.Н.Толстому, Ге много раз переписал фигуру и лицо Христа.

После смерти Н.Н.Ге в 1894 году сын художника Н.Н.Ге-младший послал две его последние картины – «Суд Синедриона» и «Распятие» (1892) – Л.Н.Толстому в Ясную Поляну. Для перевозки холсты были сняты с подрамников и свернуты в рулон, который был обернут газетами. Дочь писателя Т.Л.Сухотина-Толстая, занимавшаяся живописью, вновь натянула холсты на подрамники и постаралась удалить фрагменты газет, влипшие в красочный слой, но удалось это лишь частично. В нескольких местах газетный шрифт отпечатался на живописи. В 1897 году Н.Н.Ге-младший передал картину «Суд Синедриона» в дар Третьяковской галерее. Очень недолго она входила в экспозицию, что подтверждают фотоснимки 1898 года, а затем была перенесена в фонды Галереи.

В ХХ веке полотно Н.Н.Ге мало выставлялось уже не из-за цензуры, а в силу плохой сохранности. Холст обветшал и деформировался, пленка лака пожелтела и помутнела, многочисленные тонировки изменились в цвете. Это сильно искажало авторский колорит и мешало восприятию произведения. В последний раз картина экспонировалась на монографической выставке художника, прошедшей в Третьяковской галерее в 1981 году, и с тех пор находилась в запаснике.

Вместе с картиной Н.Н.Ге выставлены материалы исследования – макрофотографии и рентгенограммы, а также снимки, иллюстрирующие состояние сохранности полотна до реставрации и процесс работы специалистов. Особый интерес представляют изображения, найденные технологами под слоем авторской живописи и предполагающие дальнейшие научные изыскания.

После презентации картина вернется в запасник Галереи, а после реконструкции зала Н.Н.Ге займет место в постоянной экспозиции.

museum.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9