Византия (более правильно – Восточная Римская империя) – являлась прямым наследником Западной Римской империи и входила в её состав (в последнее время формально) до падения последней. Всю свою историю Византия тщетно в непрерывных войнах пыталась воссоздать былую мощь старой империи в её пределах. В итоге сама оказалась под натиском воинственных соседей и была уничтожена.
Дашков С.Б. Императоры Византии. Красная площадь, 1997
Книга «Императоры Византии» — один из лучших образцов учебно-познавательной литературы. Она адресована всем, кто изучает историю древнего мира и средних веков, а так же широкому кругу читателей. Перед нами — история Византийской империи в лицах. На примере драматических судеб ее императоров прослеживается огромная эпоха, связывающая античность и средневековую Европу. Книга богато и со вкусом иллюстрирована. Впервые в одном издании собраны портреты почти всех императоров — на репродукциях монет, мозаик, фресок и книжных миниатюр. Историко-географические карты позволяют наглядно проследить развитие и упадок могущественной империи.
Византия. Средиземноморье. Славянский мир. Издательство МГУ, 1991.
Сборник содержит труды по наиболее актуальным проблемам истории Византии, системе ее международных, экономических, политических и культурных связей; исследуются отношения Византии с Киевской Русью и Болгарией в X—XII вв., с государствами Востока в XIII—XV вв., анализируется экономическая история отдельных регионов византийского мира, торговля в Средиземноморье. Представлены также результаты археологических изысканий в СССР, иллюстрирующие систему связей Руси и Византии.
Для историков, археологов и читателей, интересующихся историей.
Морозов М. А. Монастыри средневековой Византии: Хозяйство, социальный и правовой статусы. Издание С.-Петербургского университета, 2005
В монографии рассматривается формирование особого социального организма (малой социальной группы) - монастырей как коллективных собственников и особых корпораций, имеющих определенный набор прав и обязанностей. Прослеживаются взаимоотношения монастырей с византийской властью, светской и церковной, с другими социальными группами византийского общества. Отдельно ставится вопрос о месте византийских монастырей в византийской социальной структуре.
Книга может быть полезна специалистам в области византийской истории и истории римско-византийского права, а также всем интересующимся историей церкви, ее институтов, историей Средних веков.
Даркевич В.П. Светское искусство Византии. Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X-XIII века. Искусство, 1975
В книге рассматриваются произведения византийского прикладного искусства (торевтика, эмали, резная кость и т. п.), привезенные на Русь в X—XIII вв. Основу данного исследования составляет группа серебряных чаш, вышедших из мастерских императора Константина в XII в. Автор рисует историческую обстановку, в которой создавался каждый памятник, реконструирует тот круг идей, который определил систему его убранства. Специальный раздел посвящен истории культурных связей Византии и Древней Руси, где рассматриваются предметы византийского прикладного искусства, хранящиеся в музеях СССР (найденные в Херсонесе, Киеве, Старой Рязани, Москве, Смоленске, Новгороде и других местах).
Ш. дю Фресне дю Канж. Historia Byzantina. (De familiis Bysantinis. Constantinopolis Christiana) История Византии. 1680.
Один из самых ранних, но до сих пор актуальных трудов по истории Византии.
Большое внимание уделено биографиям правителей, описанию памятников, в частности, нумизматического материала.
В книгах приведены отличные иллюстрации.
Бенешевич В.Н. Очерки по истории Византии. Вып. 1, 2, 3, 4. С-Пб: Издание студенческого издательства комитета при историко-филологическом факультете СПБ. университета, 1912-1915
Влади́мир Никола́евич Бенеше́вич (1874 - 1938) — юрист и историк, византинист, палеограф, член-корреспондент Академии наук (1924).
Был одним из образованнейших русских учёных в области церковного права, много работал с источниками, знал 14 языков. Занимался в библиотеках Европы и Ближнего Востока, исследуя славянские и византийский письменные источники, участвовал в археографических экспедициях по древним религиозным центрам Афона, Синая, Египта, Греции, Малой Азии, Палестины; получил доступ к рукописным монастырским собраниям, обследовал 49 европейских библиотек, работал в Париже, Вене, Мюнхене, Риме. Просмотрел все греческие рукописи правового содержания и обнаружил множество неизвестных юридических памятников. Основным направлением его научной деятельности было стремление воссоздать историю греко-римского права на основе обширнейшей систематизированной источниковой базы.
Культура Византии. IV — первая половина VII в.Наука, 1984
«В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, которые отличали благородное изящество форм, образное видение мира, утонченность эстетического мышления, глубина философской мысли. По уровню образованности, по напряженности духовной жизни, по силе выразительности и глубокой одухотворенности изобразительного искусства Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византийская империя всегда оставалась центром своеобразной и поистине блестящей культуры. Но, изучая характер этой культуры и определяя ее место в культурном развитии средневекового общества, исследователи сталкиваются с рядом сложных и весьма спорных проблем, в том числе и общетеоретического характера.
Каждан А.П. Деревня и город в Византии IX-X веков: Очерки по истории византийского феодализма. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960
Общинная собственность.Крупная земельная собственность и феодальная зависимость. Роль византийского государства в процессе феодализации. Некоторые особенности развития византийского ремесла. Товарное производство в Византии IX—X вв. Социальная структура византийского ремесла и торговли. Социальные противоречия в византийском обществе в IX— Х вв.
Эссад Джелал. Константинополь от Византии до Стамбула. К-во М. и С. Сабашниковых, 1919
Данная книга может служить путеводителем по современному Стамбулу. Написанная Джелал Эссад-беем, она не претендует на научную глубину, однако является уникальным свидетельством состояния Стамбула и его византийских памятников на момент начала 20 века. Издание ценно еще и тем, что в настоящее время эти памятники сохранились, однако не описаны в путеводителях на русском языке так подробно, как это может быть необходимо заинтересованному читателю, пожелавшему посетить Стамбул с целью подробного ознакомления с его древней архитектурой.
С ч/б фотографиями и картой Стамбула.