Протоиерей Валентин Жохов, настоятель Никольского храма подмосковного села Ромашково, занимается реабилитацией 12 лет. В его приходе начинали с семейных клубов трезвости, опираясь на итальянские методики, теперь работают две группы «не столько терапевтического, сколько душепопечительского характера».
Католическая монахиня Данута Абрамович (Польша) давно работает в школе, ведет социотерапевтическую группу для детей из алкогольных семей. К конференции сестра Данута подготовила мастер-класс на эту тему. Священник Павел Касперович, координатор Гродненской епархии РПЦ по работе с алко- и наркозависимыми людьми, много сил тратит на профилактику зависимостей среди молодежи и на обучение духовенства методикам реабилитации, основываясь на опыте фонда «Старый свет».
Из выступлений большинства участников выяснилось, что в реабилитации зависимых они отдают предпочтение группам взаимопомощи, работающим по программе «12 шагов» (во всем мире по этой программе помогают друг другу люди с разными видами зависимости – алкогольной (АА), наркотической (АН), игровой, многими другими, а также созависимые родственники), а некоторые сами прошли через эту программу. Молодой православный священник Михаил Бугров (Москва, Балашиха) свидетельствовал, что не только советовал своим прихожанам заниматься в группах самопомощи, но и сам участвовал в них, и именно через это «обрел доверие Богу».
Американец Джордж Акваро более 20 лет назад пришел в группу АА в поисках исцеления от зависимости. Рассказывая о своем опыте, он сосредоточился на духовной стороне выздоровления, называя трезвость «плодом Духа». «В группе АА мне пришлось научиться раскаянию и любви к Богу», -- рассказывал он. Поиски «любящего Бога», каким Он открылся будущему клирику, привели его в Православную Церковь – ныне о. Джордж является настоятелем прихода св. Матфея в г. Торранс, Калифорния (Северо-Американская митрополия Антиохийской Православной Церкви), магистром богословия. Он – автор многих работ по проблемам зависимости, в частности, книг по истории «Программы 12 шагов» и отношению к ней Православной Церкви. Создал «Руководство для священнослужителей по проблемам алкогольной и наркотической зависимости», ведет в интернете блог «Православие и выздоровление».
На принципах «12 шагов» основана и православная программа «Метанойя» для зависимых и созависимых людей, которую уже много лет ведет при Даниловом монастыре игумен Иона (Займовский). Отвечая на вопросы о программе «12 шагов», он подчеркнул, что, несмотря на то, что «открыли» ее в 1920-е гг. в США, программа не является специфически американской, она универсальна и адресована тем, что «хочет научиться любить Бога и работать над своей душой». О. Иона многократно наблюдал динамику участников программы, когда, наряду с выздоровлением, человек двигался от смутных стереотипов о Боге, от «обрядовых представлений» к сознательному воцерковлению, становился «светлым христианином», помогающим выздоравливать другим.
Представители Румынии – профессор-богослов Себастьян Молдован (Университет г. Сибиу) и священник Юлиан Негру, координатор Национальной программы по борьбе с наркотиками Румынской Православной Церкви рассказали о программах помощи зависимым на приходах и в тюрьмах, о профилактике зависимости среди студенчества, а также упомянули о программе помощи священнослужителям, зависимым от алкоголя, которая действует при одном из монастырей.
Отвечая на вопрос «Благовест-инфо» о том, как программа «12 шагов» приживалась в Румынии, о. Юлиан отметил, что поначалу эта методика была встречена с недоверием, особенно в кругу консервативных священников. Румынский Патриарх Даниил в бытность епископом хорошо знал работу с зависимыми на приходе о. Юлиана. Поэтому предстоятель не только благословил эту работу и обучение священников в духовных школах, но и разослал всем епископам указание поддерживать группы взаимопомощи. «Слава Богу, у нас сейчас нет ни одного епископа, который бы относился к этой программе отрицательно. Мы использовали разные методы, но практика показывает, что это – лучший», – сказал священник. Сейчас в Румынии воспринимают данную программу как «библейскую, универсальную». «Здесь нет никаких проблем с теологией», – ответил о. Юлиан тем, кто упрекает «12 шагов» в протестантском происхождении и причисляет программу чуть ли не к «Нью Эйдж».
Оказывается, группы взаимопомощи нелегко пробивали себе дорогу и в самой Америке. По словам о. Джорджа, принципы программы оказались чужды «типичному американскому подходу к проблеме зависимости»: «Представьте себе стереотипный образ ковбоя – и «12 шагов» с их идеей признавать свои грехи, говорить об этом с другими людьми, помогать друг другу избавиться от греха. Это же полные противоположности! В Америке преобладает представление о Боге, который наказывает человека, ненавидит грешников. Бог любви, сострадания, прощения – такого Бога мы встретили в программе АА. Сейчас же она очень распространена, и причина только одна – она работает!» Интересно, что в процессе семинара, который о. Джордж когда-то проводил с румынскими православными священниками по программе «12 шагов», он обнаружил, что «православные более открыты этому движению, чем многие американцы».
О. Павел Касперович напомнил, что покойный Патриарх Алексий II и Патриарх Кирилл, митрополиты Сурожский Антоний, Минский Филарет, Волоколамский Иларион одобрили работу с алко- и наркозависимыми на основе программы «12 шагов». Евгений Проценко упомянул, что в Концепции о работе РПЦ с зависимыми людьми группы взаимопомощи рассматриваются как «желаемый эффективный ресурс». Он привел также слова Папы Иоанна Павла II, который назвал эту программу «величайшим чудом ХХ века».
Гость из Нидерландов – председатель Европейской рабочей группы по исследованию различных подходов в наркополитике (EWODOR), специалист по профилактической и социальной психиатрии доктор Мартин Коэн начал создавать терапевтические группы взаимопомощи зависимых еще с 1972 г. По его словам, главная задача участников таких групп -- «научиться помогать себе с помощью других». Д-р Коэн считает, что по эффективности терапевтические группы АА и АН не могут сравниться с «замещающей терапией» (когда врачи предлагают зависимому человеку более легкие наркотики – метадон вместо героина - ред.), против которой он давно и последовательно выступает.
Валерий Доронкин, возглавляющий Координационный центр помощи алкоголезависимым и их родственникам при Синодальном отделе по социальному служению РПЦ, рассказал об «обетах трезвости», которые берут на себя члены братств «Трезвение», ориентирующихся на возрождение подобной дореволюционной практики.
Своим опытом относительно «обетов трезвости» поделился о. Юлиан Негру: «Я часто пользовался этим способом у себя на приходе, и теперь сожалею об этом. Человек брал обет на год, например, а потом стоял перед баром, глядя на часы, считая минуты, когда этот год закончится – и возвращался к прежнему. «Обет трезвости» может быть использован как временное средство, часть решения проблемы. Зависимость можно представить в виде айсберга, где верхняя часть – это потребление алкоголя. «Обет трезвости» как бы заталкивает эту видимую часть под воду, а через время она снова вылезет на поверхность. Человек нуждается в постоянной терапии».
О. Валентин Жохов наблюдал как положительный, так и отрицательный опыт применения «обета трезвости», во многом это зависит от священника, который «недооценивает готовность» человека, приносящего обет. Эта форма борьбы с зависимостью может применяться как «средство душепопечения» в среде созависимых, считает о. Валентин.
Дискуссию резюмировал доктор психологических наук, профессор, завкафедрой Психологического факультета МГУ Борис Братусь. По его словам, богословские споры о разных методах избавления от зависимости «не относятся к тому человеку, который страдает». «Как священник во всем облачении может встать перед ребенком на колени, чтобы поговорить с ним, так и Церковь должна «присесть» к тому человеку, который упал, и не выяснять у него в первую очередь, как он понимает Символ веры», – призвал ученый к действенному милосердию по отношению к зависимым людям.
Рабочие заседания конференции с мастер-классами и дискуссионными семинарами «Страсти и человеческая воля в формировании и лечении зависимости», «Духовные основы зависимости», «Значение самоопределения личности в формировании зависимости. Святоотеческий взгляд и современная точка зрения» продолжились 6 и 7 ноября.