Громче всех агитировали представители бошняков. Ведь национальность “бошняк” – или “босняк”, как еще говорят, – появилась в официальном употреблении лишь после войны. До того, в бывшей Югославии, существовала национальность “Мусульманин”, и писали это слово с большой буквы. Теперь же возникла полная неразбериха: кто-то из мусульман в Боснии и Герцеговине называет себя боснийцем, кто-то продолжает считать, что он по национальности Мусульманин, а есть люди, которые определяют себя герцеговцами.
Член президиума Боснии и Герцеговины Бакир Изетбегович выступил по телевидению с обращением: “Предоставим другим быть теми, кто они есть, а мы будем горды тем, кто мы есть: мы – бошняки!”
Был выпущен и соответствующий рекламный ролик с песней, названной гимном переписи: “Я бошняк, моя вера – ислам, язык – боснийский. Это я и скажу на переписи. Я не имею права ошибиться из-за прошлого. Мне нельзя забыть эти три слова: в них сокрыт ключ моей судьбы”.
А главный епископ римских католиков в Боснии и Герцеговине Винко Пульич по поводу переписи направил послание, предупредив, что моральная обязанность всех верующих католиков – указать, что они католики-хорваты. Он потребовал от священников широко распространить это послание в среде прихожан. Так как католиками в стране являются главным образом хорваты, хотя и не все, то они должны были, по мнению церкви, объявить себя католиками-хорватами.
Как будто меньше проблем с определением своей национальности и вероисповедания было у сербов. Считается, что если ты серб, то обязательно православный. Однако в ходе переписи в Республике Сербской, являющейся составной частью Боснии и Герцеговины, зарегистрированы случаи нажима на нерешительных малограмотных и старых людей, чтобы они заявили себя сербами. Были в Республике Сербской скандалы и с тем, что переписчики-сербы порой отказались заполнять анкеты бошняков, которые хотели давать данные и про отсутствующих членов семьи.
Президент Республики Сербской Милорад Додик даже пригрозил уголовным преследованием тем, кто дает неточные данные. “Все, кто в ходе переписи будет давать ложные данные, уже через несколько месяцев будут привлечены к уголовной ответственности”, – сказал Додик.
В Боснии и Герцеговине всем сразу стало понятно, что Милорад Додик намекал на бошняков. Во время боснийской войны и в первые годы после нее значительная часть населения поменяла место жительства, многие стали беженцами за границей и там остались. А теперь, в начале октября, ожили многие пустые дома: из диаспоры в Европе, в Америке и Австралии приехали боснийцы, в основном бошняки, чтобы принять участие в переписи. Зачастую это лишь один представитель семьи, который стремился заполнить анкеты на всех остальных родственников. Правда, проживающие за границей могли это сделать сами, по почте, но тогда их бы не причислили к постоянным жителям страны.
Правда, приехали и сербы, постоянно проживающие в Сербии, и хорваты из Хорватии.
Всем казалось важным насчитать как можно больше своих соплеменников, потому что считается, что от этого этническая группа может получить политическую пользу: результаты переписи могут изменить систему этнических квот. Управление Боснии и Герцеговины на всех уровнях построено на сложном пропорциональном представительстве трех народов: бошняков, сербов и хорватов. А национальные меньшинства попадают в категорию “другие” и не только не имеют права принимать участие в распределении власти, но и лишены даже квот на рабочие места в государственных учреждениях. Поэтому полагают, что многие из них готовы были скрыть свою национальность.
Социолог Иван Шиякович, например, полагает, что национальным меньшинствам неудобно выделяться, и многие из них, прежде всего цыгане, примкнули к одной из трех главных этнических групп. То же самое произошло с теми гражданами, кто хотел бы себя определить боснийцами, или, как раньше, югославами, или европейцами: им трудно было вписать это в анкету. “Так как нынешний пересчет по национальному признаку похож на окончательную расправу, то политическая пропаганда была настолько сильной, что становилась неприличной”, – говорит Иван Шиякович.
Перепись как референдум о национальности
Были места, где в первый день переписи люди отправлялись в помещения комиссий переписчиков, чтобы “отдать свой голос”. Был случай, когда человек пытался заполнить анкеты на якобы существующих 27 своих детей. Часто слышались утверждения, что в семье по 20-30 членов, а дальше шло требование всех их зарегистрировать. Женщина в городе Баня-Лука в присутствии переписчиков потеряла самообладание и начала биться головой о стену квартиры. Разразился скандал в Герцеговине, где после конфликта с сербскими переписчиками умер пожилой бошняк. Было много случаев, когда люди отказывались принять переписчиков другой национальности. А есть граждане, которые в знак протеста и вовсе отказывались принимать участие в переписи.
“Оказывалось такое давление, – говорит политический аналитик из Боснии Таня Топич, – что многие люди попали в трудную ситуацию. На самом деле под угрозой оказались основные положения права людей на частную жизнь – по многим вопросам из анкеты переписи». Создалась атмосфера подсчета и сортировки граждан по этническому признаку, полагает политолог.
Важным считается даже соответствующее определение своего родного языка. До распада Югославии существовал сербско-хорватский язык. Потом его название изменилось. Боснийцы-бошняки язык назвали боснийским, сербы – сербским, хорваты – хорватским. В ходе переписи велась борьба, чтобы каждый свой родной язык именовал согласно строгим указаниям своих национальных лидеров.
Разошлись по «этническим загонам»
Таня Топич опасается, что эта атмосфера сохранится и после переписи, и это будет иметь практические последствия: каждая сторона будет пытаться интерпретировать результаты так, как ей выгодно, с того угла, который ей подходит. “Эту парадоксальную ситуацию вокруг переписи хорошо описал один наш публицист, напомнив, как наши национальные политические элиты, представители каждой из трех этнических общин, годами после войны старались изо всех сил доказать, что именно в их национальной общине больше всего погибших. А теперь ведется невероятная кампания и борьба, чтобы доказать, что численность членов их “этнического загона” самая большая”, – отмечает Топич.
Еще одна практическая деталь: пропорциональный принцип распределения власти между тремя главными этническими группами в Боснии построен на основе переписи населения 1991 года. Понятно, что будут настояния применить результаты новой переписи и к разделу власти.
Некоторые специалисты-демографы уже предупреждают, что результаты переписи в Боснии и Герцеговине могут оказаться недействительными. Таня Топич также отмечает тот факт, что в Боснии и Герцеговине огромное число неграмотных граждан. “С другой стороны, – говорит она, – во всем этом безумии вокруг переписи никто из националистических политических элит не беспокоится о том, что эта перепись покажет, что на всей территории Боснии и Герцеговины произошли страшных масштабов этнические чистки. Я опасаюсь, что в нашей стране не найдется ни одного города, ни одного населенного пункта, который бы имел многонациональный характер”.
Это факт, что вместо технического перепись в Боснии и Герцеговине стала центральным политическим вопросом, где решается, кто этнически сильнее и сплоченнее: бошняки, сербы или хорваты. А вопросы об условиях жизни, социальной структуре, уровне образования, здравоохранения и занятости остались вне интереса боснийского общества.
Профессор из Сараево Энвер Казаз делает необнадеживающий вывод: перепись покажет, что Босния из многоэтнической стала “трехэтнической” страной. “Она покажет страшное социальное расслоение, покажет демографическую катастрофу и тот факт, что наша политика трудоустройства, экономического развития, социальной защиты – это провалившаяся политика”, – говорит профессор.
Первые результаты переписи населения в Боснии и Герцеговине будут известны в январе следующего года.