В начале своего выступления кардинал выделил три группы предпосылок современной секуляризации. Первый фактор — политический: начиная с Великой французской революции 1789 г., разделение между государством и Церковью только углублялось, светская власть все более насаждала идеалы секуляризма в обществе. Культурно-философский контекст секуляризации связан не только с эпохой Просвещения, как принято считать, но и с более ранним периодом Ренессанса в европейской культуре, отметил докладчик. Социально-экономический аспект секуляризации проявился в урбанизации, значительном росте городского населения и, соответственно, убывании сельского. «Эта миграция означала не просто смену стиля жизни, но и смену культурного контекста. Потеря географических и социальных координат влечет за собой разрушение обрядов и обычаев, семьи, которая была основой деревенского общества»», — заметил архиепископ.
Вернуться к деревенскому укладу, к многочисленным семьям в наше время уже невозможно. Поэтому в новых условиях евангельская проповедь должна опираться на ту систему общественных связей, которая сложилась, используя существующие социальные сети. Докладчик подчеркнул, что христиане должны быть в центре таких сообществ, как разного рода клубы по интересам, спортивные команды и даже родительское сообщество учеников начальной школы. Возможностям проповеди среди последних он посвятил особое внимание. Говоря об «анонимности» современной городской жизни, кардинал призвал христиан «первыми входить в контакт», «разрушать отчуждение» в среде соседей, сотрудников и т.д. Причем как в случае социальных сетей, так и здесь речь не идет о навязчивой проповеди, но о том, чтобы свидетельствовать о Христе всей своей жизнью, личным примером.
Кардинал Вен-Труа в своей лекции специально коснулся церковно-государственных отношений, а также «искушений», которые свойственны обеим сторонам в этой области. Так, Церковь подстерегает «империалистичное» желание перепоручить светской власти вопросы религиозной жизни, ожидая государственной поддержки. «Жить с Христом — это личный выбор свободного человека, и мне не нужно для этого решение государства», — подчеркнул выступавший. С другой стороны, и сами политики зачастую искушаемы желанием подчинить себе церковную сферу, «стать руководителями сознания». Конечно, они нуждаются в поддержке Церкви, но нельзя допустить, «чтобы кесарь регулировал религиозные вопросы». «Папа не должен быть эквивалентом генсека ООН», — отметил лектор, подчеркнув различие задач политиков и религиозных деятелей и возможность консенсуса между ними.
В современной миссии важное место занимает проблема соотношения веры и разума, религии и науки. По мысли кардинала Вен-Труа, вопрос о том, что «выше» или «ниже», вообще не должен стоять, т.к. у веры и науки «разный предмет, разные реалии». «Вера — это один из опытов человеческого разума, она имеет такое же право на существование и не является архаизмом», — сказал он. Поэтому необходимо развивать миссию в направлении взаимодействия между верой и областью научного познания.
После лекции высокому гостю было задано множество вопросов. Отвечая, он говорил и о преподавании религии в конфессиональных школах Франции, и о значении общины Тэзе для христиан всей Европы, и о задачах современного монашества, которые не слишком отличаются от тех, что были столетия назад.
Отвечая на вопрос об особенностях христианской проповеди во Франции в условиях стремительного роста числа мигрантов-мусульман, архиепископ опроверг распространяемые в России сведения о том, что христианские церкви в массовом порядке превращаются в мечети. «Не знаю ни одного такого случая, чтобы храм был переделан в мечеть. В ближайшем будущем церквям не грозит превращение в мечети», — заверил он. Количество мусульман значительно возросло, что заметно и на улицах Парижа: некоторые из них в пятницу превращаются в «мечети под открытым небом». Конечно, это явление «недостойно современного общества — чтобы люди молились на улицах», однако это не повод для переоборудования церквей.
Кроме того, рост числа мусульманской молодежи во Франции католический иерарх объясняет «особой практичностью» исламской традиции: для того, чтобы стать «практикующим» мусульманином, человеку надо усвоить несколько правил (намаз, Рамадан, паломничество в Мекку и т.д.). «Молодой мусульманин не озабочен богословскими вопросами», тогда как для христиан необходимо с самого начала постичь христианство как «религию свободы, личной встречи с Христом». В этом — сила христианства, но в то же время — причина количественного «отставания»: «Если мы убеждены, что наша вера основана на Откровении, осуществление этой свободы несет в себе и опасности».
Слушателей, среди которых были православные и католические священнослужители, прихожане московских храмов, интересовал вопрос о возможности общей молитвы христиан разных конфессий. Парижский архиепископ отметил большое значение межконфессиональных встреч в Ассизи (Италия), которые уже не первый год проводятся по инициативе главы Римской Церкви. В этой «молитве о мире» «каждый молится по-своему, но вместе» и о тех вещах, которые представляют ценность для всего человечества. Общей для всех христиан является молитва, данная Самим Господом, — «Отче наш», и это «мы не ставим под вопрос», отметил Андре Вен-Труа. «Я не вижу, почему мы не можем вместе творить эту молитву. Как минимум, общая молитва возможна. Я знаю, что для некоторых православных общая молитва не является положительной, но я не спрашиваю разрешения на внутреннюю молитву ни у кого, так как это личные отношения с Богом», — сказал кардинал.
Отвечая на вопрос о том, какое влияние на проповедь Евангелия оказывает принятая в западном обществе концепция политкорректности, кардинал Вен-Труа сказал: «Никаких ограничений для возвещения Евангелия во Франции нет. Все ограничения находятся внутри нас самих».