«Во время предыдущего заседания ЦК КЕЦ, в Вене в ноябре прошлого года, нам были даны ясные и твердые обещания, что заявка ЭПЦ на членство в КЕЦ будет рассмотрена на той же основе, на какой была рассмотрена заявка Эстонской Апостольской Православной Церкви (входит в Константинопольский Патриархат, но не признана остальными православными Церквами. - Ред.)», - заявил замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Более того, по его словам, президент КЕЦ пастор Жан-Арнольд де Клермон с генсеком Конференции на встрече со Святейшим Патриархом Алексием твердо обещал, что ЭПЦ будет принята в члены КЕЦ.
Однако, как отметил отец Всеволод, на Кипре, где в эти дни проходило заседание ЦК КЕЦ, Ж.-А. де Клермон «повел себя совершенно по-другому: он заявил, что не может одобрить никакого решения, которое не будет твердо поддержано Константинополем, и начал точно так же, как и представители Константинополя, предлагать отложить вопрос на неопределенный срок».
«Времени для принятия решения было предостаточно. Однако президент, руководивший заседанием ЦК, откладывал его как можно дольше. Мы дважды более часа обсуждали эту тему (в последний раз это было в пятницу), я трижды предлагал проголосовать за принятие ЭПЦ в КЕЦ, но вопрос был перенесен на утро субботы, когда значительная часть участников уже должна была уехать», - сказал Чаплин.
В субботу же, когда дошло до голосования, представители Константинополя и других греческих Церквей «демонстративно, гуськом вышли из зала в фойе, где сели пить кофе», отметил собеседник агентства.
«Я с уважением отношусь к праву человека утолить жажду, но и для меня, и для других членов ЦК было очевидно, что цель этого демарша - убить кворум и таким образом сорвать голосование», - убежден отец Всеволод.
По его мнению, большинство членов КЕЦ поддержали бы вступление ЭПЦ в Конференцию, «но мастерское затягивание вопроса, к сожалению, сделало свое дело».
«Проволочки объяснялись тем, что нам, дескать, нужно достичь консенсуса между Константинополем и Москвой по вопросу статуса Православных Церквей в Эстонии. Удивляет, что когда в члены КЕЦ принималась ЭАПЦ, никто о консенсусе не говорил. Налицо двойной стандарт. Политическая предвзятость и желание ни в коем случае не допустить решения, которое не устроило бы Константинополь», - заявил священник.
Он сообщил, что было испробовано примерно пять вариантов компромисса, в частности, президент КЕЦ предложил приостановить процесс принятия ЭАПЦ в члены КЕЦ, «но все эти варианты плохо увязывались с Конституцией и правилами КЕЦ, и почему-то ни один из них не предполагал принятия ЭПЦ в КЕЦ как полноправного члена».
«Рекомендация же генсека КЕЦ священника Колина Уильямса, которая предполагала такое принятие, была сходу положена под сукно. Причины этого мне до сих пор никто не объяснил», - заявил Чаплин.
На его взгляд, «за то, что произошло, руководству КЕЦ и представителям греческих Церквей должно быть стыдно». «Об этом мне говорили и многие другие члены ЦК», - добавил отец Всеволод.
«Наша Церковь прекрасно проживет без участия в работе КЕЦ. У нас были, есть и будут добрые взаимосвязи с большинством Церквей-членов этой организации. А вот у руководства КЕЦ сейчас есть прекрасный повод серьезно подумать о том, не превратится ли эта организация исключительно в голос Запада и в структуру, легко поддающуюся влиянию и шантажу», - сказал отец Всеволод.
По его словам, при расставании генсек КЕЦ К. Уильямс сказал ему, «что нам нужно продолжать диалог». «От диалога мы никогда не отказываемся, но и соглашаться с политикой двойных стандартов и предвзятости не будем. Так же как и не будем жертвовать интересами своих братьев и сестер в Эстонии в угоду чьему-то давлению и уловкам», - подытожил он.