«Каким будет современный православный храм зависит прежде всего от того, каким будет православие в современном мире», — открывая круглый стол, отметил ответственный редактор журналов «Храмоздатель» и ЖМП Сергей Чапнин. Поиск и воплощение образа современного храма — это творческая задача, которую не решить героическими усилиями одного человека. «Необходим соборный труд, и он будет успешным, только в том случае, если будет открытый и доверительный диалог между сообществами архитекторов, реставраторов, строителей и духовенства», — подчеркнул Сергей Чапнин.
Тему продолжил президент Союза московских архитекторов (СМА) Николай Шумаков: «Практика проектирования и строительства православных храмов в России была прервана в 1917 году». С одной стороны шедевры прошлых веков, с другой авангардные решения архитекторов и строителей храма на Западе. Нужно искать новые формы, не оглядываться все время на шедевры русской архитектуры прошлых веков и не воссоздавать ее вновь, хотя бы и используя новые технологии. «Новые технологии подтолкнут нас к новым формам, но я не призываю форсировать события. Тут не нужна поспешность, все должно сложиться постепенно», — считает президент СМА. Он также предложил редакции журнала «Храмоздатель» проводить церковные архитектурные фестивали, в рамках которых устраивать конкурсы на лучшие проекты современных храмов.
В качестве примера соработничества при возведении современного храма была рассмотрен пример приходского храма Богоявления Господня в г. Химки. О нем рассказали представитель строительной компании — концерна «КРОСТ» Алексей Кузнецов и настоятель храма священник Андрей Пирогов.
По словам Алексея Кузнецова первоначальный проект храма не отвечал современным требованиям и основывался на проектах рубежа XIX-XX веков, поэтому проект был переработан группой архитекторов при участии священника, строителей и дизайнеров. «В современном храме должны как минимум присутствовать три элемента — функциональность, прочность, красота», — отметил Алексей Кузнецов.
О требованиях, предъявляемым к современному приходскому храму, подробно говорил священник Андрей Пирогов. Он подчеркнул, что во все времена архитекторы и строители должны помнить о том, что «храм это дом Бога живого, Который будет обитать в храме после его освящения, поэтому нельзя не придерживаться изначальной, как это было сказано от Бога в Ветхом Завете при строительстве храма, его планировки. Четко отделать притвор, сам храм и святой алтарь».
Священник отметил, что по его личным наблюдениям все больше прихожан стремятся остаться в храме после богослужения для деятельного участия в жизни прихода. Эти люди занимаются социальной, миссионерской и молодежной работой. Кроме того, на приходе отца Андрея возросло число молодых мам, которые после Литургии обсуждают друг с другом вопросы воспитания детей. С этими вопросами они обращаются и к священникам, но собрать родителей вокруг себя в храме проблематично, так как там идет исполнение церковных таинств и треб. «Поэтому в условиях современного строительства и проектирования храмов или храмовых комплексов хотелось бы учитывать не только возведение самого храма с подсобными помещениями, но и строительство рядом специального здания, где активные прихожане могли бы организовывать свое служение, встречи, беседы», — сказал отец Андрей.
Вторая серьезная проблема, как создать условия для родителей с детьми на приходе, чтобы дети на мешали молящимся на богослужении. Отец Андрей признался, что решения для этой проблемы у него пока нет. «Либо выделять в храме для них определенное место и чтобы родители были рядом с детьми, а не так — родители молятся, не обращая внимания на своих детей, а те бегают по всему храму. Либо родители должны стоять в притворе, но это тоже не вариант. Все равно дети убегают от родителей»,— сказал священник и предложил подумать над этим всем вместе.
И здесь участниками встречи предложили три варианта: цокольный этаж, куда проведена аудиотрансляция богослужения, либо окружающие храм помещения (пример как в храме Георгия Победоносца в г.Видное, Моск. обл.), органично вписанные в его архитектуру, либо отдельно стоящее здание, если это позволяет земельный участок.
Священник так же отметил, что современный храм должен быть светлым, просторным, удобным для богослужения и молитвы, с продуманными системами вентиляции и акустики.
Некоторые участники круглого стола высказали свои замечания и предложения, касающиеся технологий, которые используются при возведении храмов в Программе-200. В частности, по мнению архитектора, председателя комиссии по архитектуре культовых зданий Союза архитекторов России Михаила Кеслера нельзя делать стены храмов целиком из бетона. Конечно это проще, быстрей и дешевле, но вопрос о комфортности пребывания в таком храме остается открытым. Бетон лучше использовать для отдельных элементов — столбов, рамок или перекрытий. Как решение этой проблемы в рамках Программы -200 выступающий организовал конкурс проектов «На лучшее решение образа современного храма», в котором по его мысли должно участвовать 400—600 человек (условия участия в конкурсе редакция «Храмоздателя» опубликует дополнительно).
Проблема сегодняшних храмостроителей в том, что они строят как бы «вслепую», подвел итоги круглого стола священник Андрей Юревич:. «Мы сами не осознаем, в каком времени живем и в каком стиле работаем. Архитектор Константин Тон прекрасно знал в каком стиле работает, он сам и придумал этот стиль. Архитекторы начала XIX века знали, в каком стиле они работают, может быть не называя его «ампиром». Но они знали составляющие этого стиля. Кто делал готику- знали составляющие готики и т. д. И глядя на храмы прошлым веков мы можем уверенно сказать, к какому времени оно относится»,— подчеркнул священник.
Но сегодня, видя перед собой современный храм, мы не можем сказать точно (особенно если человек не разбирается глубоко в архитектуре), эпоху, к которой он принадлежит, считает отец Андрей. Потому что там присутствуют элементы разных эпох. А на самом деле, этот храм построен 3 года назад.
«Поэтому речь о том, чтобы искать образ действительно современного храма, то есть того времени, в котором мы живем. Нам не хватает сегодня поиска образа. Как упомянул здесь Сергей Чапнин — не хватает даже богословия образа. Потому что в прошлые времена существовало богословие образа храма, которое передавалось через его формы. А сегодня этого нет. Мы строим храмы, а теоретическая составляющая очень западает. Здесь говорилось, что это не важно, т. к. храм строится для вечности. Да, для вечности, но и для времени, для истории тоже. И в нем есть что-то от вечности (например, ось-запад-восток. Или вертикаль земля-небо, как символ есть крест), а есть что-то и от современности. Речь о том, что еще мы можем принести сами? Или так и будем выкапывать артефакты своих гениальных предков? Соединять, компилировать, ставить и показывать, что это наше время?
Поэтому я считаю, что в работах участников конкурса, о котором говорил Михаил Кеслер, должна присутствовать обязательная теоретическая разработка, что именно каждый архитектор хочет сказать своим проектом, а не просто демонстрировать какую-то форму»,— заключил священник.
На круглом столе так же выступили архитекторы Александр Головкин, Александр Колосов, Евгений Быков и другие.
В рамках круглого стола прошел также показ и обсуждение проекта барельефа митрополита Питирима (Нечаева) (автор — скульптор Дарья Ефремова), который планируется установить на стене здания Издательского совета Русской православной Церкви в связи с 10-летием со дня кончины пастыря.
Мероприятие было подготовлено редакцией журнала «Храмоздатель» и концерном «КРОСТ».