Ватиканская газета L'Osservatore Romano снова подняла вопрос о том, что следует считать полным прекращением жизни человека.
Официальная доктрина Католической Церкви не разрешает приравнивать смерть мозга человека смерти всего человека. Этой позиции Ватикан придерживается и сегодня. Однако в настоящее время в Ватиканских кругах идут дискуссии по этому поводу, противоречащие доктринальной католической позиции.
Лючетта Скараффия, являющаяся вице-президентом итальянской
Ассоциации науки и жизни, а также членом итальянского Национального
комитета по этике биологических исследований, заявила, что это
поднимает ряд этических проблем. Она отметила, что в 1991 году нынешний
Папа Римский, а тогда кардинал Йозеф Ратцингер, занимавший пост главы
Конгрегации доктрины веры, обратил внимание на опасность того, что
внутренние органы людей, впавших в "необратимую кому" вследствие
болезни или несчастного случая, могут быть использованы для
трансплантации или экспериментов.
Подобные случаи, по словам профессора Скараффии, заставляют задуматься
над тем, можно ли людей в таком состоянии считать мертвыми, - то есть
"трупами, внутренние органы которых, тем не менее, могут быть
пересажены"? Кроме того, отмечает ученая, считать, прекращение мозговой
деятельности смертью, означает противоречить католической доктрине,
утверждающей необходимость абсолютной защиты человеческой жизни,
являющейся бесценным божественным даром.
Как смотрит на эту проблему Православная Церковь? Председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук, кандидат богословия, протоиерей Сергий Филимонов, настоятель церкви иконы Божией Матери "Державная" дает свой комментарий сложившейся ситуации.
«Все эти разговоры о смерти мозга в Ватикане возникают по одной очень
веской причине - из-за давления определенных кругов, заинтересованных в
том, чтобы брать органы для трансплантации. Как известно, при пересадке
трупных органов результаты операций значительно хуже.
Единственной попыткой оправдания этой дискуссии в Ватикане можно считать необходимость прекращения дорогостоящей и бессмысленной терапии у подобных больных, а также прекращение моральных мучений, которые возникают в связи с этим у несчастных, измученных родственников.
И все-таки смерть, с точки зрения православной вероучительной истины,
есть исхождение бессмертной души человека из смертного, тленного тела.
Поэтому отождествление смерти мозга и смерти человека является
абсолютно неприемлемым для православного врача. Место пребывания
бессмертной души у человека, находящегося в глубокой и длительной коме,
неизвестно. Описаны многочисленные случаи исхождения души у святых
подвижников во время молитвы. Подобные ситуации описаны у людей,
перенесших клиническую смерть. Таким образом, состояние человека,
находящегося в длительной и глубокой коме, можно трактовать как
затянувшееся умирание. И по-настоящему действенную помощь может оказать
священник, читая специальную молитву на облегчение отхождения души от
тела.
Из многочисленных исторических материалов мы видим, что в констатации смерти человека совершались подчас трагические ошибки. Из Священного Писания Ветхого и Нового Завета явствует, что бывают состояния "мнимой биологической смерти". Так, пророк Илия воскрешает сына вдовы из Сарапета, его ученик, пророк Елисей повторяет подвиг своего учителя. А в Новом Завете Господь, показывая важность смерти и долженствующее святое отношение к телу человека после смерти, - в том числе Свою власть над смертью, - воскрешает дочь Иаира (Мф.9, 18-26), сына Наинской вдовы (Лк.7, 11-17), четверодневного, уже смердящего Лазаря. Все это свидетельствует, что к телу не только умирающего, но и уже умершего человека должно быть благопристойное отношение.
Не исключены ошибки при констатации биологической смерти человека. Тем большая их вероятность может быть при попытках оценки наступления смерти мозга. Где гарантия, что эта, так называемая смерть мозга - необратимый процесс у всех ста процентов больных? Такой гарантии нет. И если органы для трансплантации будут изъяты у ста больных, всегда останется вероятность, что десять из них умерли не от естественной смерти, а от операции. Кто же будет за это отвечать? Исходя из этого, можно считать подобные измышления некоторых католических богословов и ученых антихристианскими по своей сути и для православных врачей неприемлемыми».