Экспозиция стала результатом нескольких лет археологических раскопок и исследований в Хирбет-Кейяфа (другое название – Крепость Эла) сотрудников и студентов колледжа. Ее название – «Ученые баталии вокруг царя Давида: раскопки в районе Крепости Эла».
Именно один из первых царей Израиля стал главным предметов споров, связанных с археологией Хирбет-Кейяфа – ряд исследователей видят в руинах остатки филистимского г. Гат более ранним возрастом и отказывается видеть в них свидетельства о реалиях царствования Давида.
Последние четыре года колледж многократно участвовал в раскопках крепости Эла, результаты которых, по мнению специалистов, проливают новый свет на историю Давида и его царства.
«Интереснейшей особенностью выставки является то, что на ней представлено много археологических находок, добытых нашими студентами», – говорит М. Хейзел, директор Института археологии. «Кроме того, это первая в мире выставка, посвященная раскопкам в Хирбет-Кейяфа», – добавил Хейзел.
В экспозицию входит несколько целых и фрагментарно сохранившихся глиняных и каменных сосудов, огромное количество монет, печатей, датируемых периодом XI-X вв. до Р. Х. Различные макеты и электронные табло воспроизводят историко-культурные контекст того времени.
Дж. Моралес, координатор выставки, выразил уверенность, что «древнейшие надписи на иврите, обнаруженные археологами в Крепости Эла могут стать подтверждением присутствием израильтян в этом месте во время войн с филистимлянами, одним из ярких эпизодов которой стал поединок Давида и Голиафа».
Хирбет-Кейяфа – местность в долине Эла, где в 2007 г. были обнаружены руины укрепленного города израильтян, построенного в период позднего Железного века (кон. XI–VII вв. до Р. Х.). Местность расположена около г. Бейт-Шемеш, в 32 км от Иерусалима. Это был город на границе еврейских и филистимских территорий. На сегодняшний день это самый древний из обнаруженных археологами город израильтян.
Наличие двух ворот в городе подвигла известного израильского археолога Й. Гарфинкеля, руководителя раскопок, идентифицировать крепость c библейским г. Шаарайим (см. Ис Нав 15:36; 1 Цар 17:52; 1 Пар 4:31), название которого с еврейского переводится как «двое ворот» (каменная модель ворот экспонируется на выставке) Некоторые ученые отождествляют город в долине Эла с упоминаемым в Еврейской Библии (в Синодальном переводе (1 Пар 4:23) название городов передается как «при садах и в огородах») г. Нетаим.