Доклад будет прочитан в рамках межвузовского семинара «История Церкви: источники, институты, методология, историки».
Заседание семинара состоится 15 марта 2013 г. в 16.30.
Тезисы доклада приложены к письму.
Адрес:Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, ауд. Е-421. Вход в здание МГУ свободный (при себе необходимо иметь паспорт), но для большей уверенности советуем вам пройти регистрацию, это займет не более нескольких минут:
Доклад Е.В. Сильвестровой "Шестнадцатая книга Кодекса Феодосия (Церковное право в системе императорского законодательства)" / События на TimePad.ru
Тезисы и литература
Сильвестрова Е.В.
Шестнадцатая книга Кодекса Феодосия.
(Церковное право в системе императорского законодательства)
- Многие исследователи полагают, что Кодекс Феодосия представляет собой кодекс христианской империи, христианского императора. Прежде всего, кодекс составлен из постановлений императоров, начиная с конституций Константина Великого. Т.о., точкой отсчета является правление первого христианского императора Рима. Помимо некоторых других аргументов, в качестве доказательства христианского «характера» Кодекса Феодосия указывается сам факт включения в кодекс шестнадцатой книги, которая полностью посвящена церковно-государственным отношениям и множеству других вопросов церковной жизни.
- Однако составителей Кодекса Феодосия упрекают в том, что шестнадцатая книга составлена «наспех», и сам факт ее размещения в конце кодекса указывает на некоторое несовершенство реализации замысла «христианского кодекса». В Кодексе Юстиниана «церковное» право рассматривается в самом начале кодекса, что представляется некоторым ученым более логичным с точки зрения построения кодекса христианской империи.
- Вместе с тем, сопоставление «церковных» титулов первой книги Кодекса Юстиниана с шестнадцатой книгой Кодекса Феодосия показывает, что, во-первых, юстиниановские юристы были зависимы от структуры Кодекса Феодосия и практически не привнесли никаких собственных идей в организацию материала указанного раздела Кодекса Юстиниана. Во-вторых, те изменения, которые внесли юстиниановские компиляторы в систему «церковного» раздела, представляются не слишком удачными или продуманными; структура, принципы организации материала, выбор нормативно-правового материала, помещенного в шестнадцатую книгу Кодекса Феодосия, оказываются более продуманными и лучше разработанными, чем у юстиниановских юристов.
- Сам факт размещения церковного раздела в конец Кодекса Феодосия соответствует общим принципам организации нормативно-правового материала Кодекса.
- Хотя юстиниановские юристы находились под несомненным влиянием концепций, реализованных в Кодексе Феодосия, между двумя кодексами несомненно есть отличия. Одно из самых существенных – крайняя «идеологизированность» Кодекса Юстиниана по сравнению с Кодексом Феодосия. «Церковный» раздел последнего построен на совершенно иных концептуальных основаниях, чем первые титулы первой книги Кодекса Юстиниана.
Рекомендуемая литература (доступная online):
текст Кодекса Феодосия:
http://ancientrome.ru/ius/library/codex/theod/index.htm
http://webu2.upmf-grenoble.fr/DroitRomain/
текст Кодекса Юстиниана:
http://webu2.upmf-grenoble.fr/DroitRomain/Corpus/codjust.htm
Коптев А. В. Кодификация Феодосия II и ее предпосылки// Древнее право. 1 (1996). с. 247—261:
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1261957599
Сильвестрова Е.В. Первый титул шестнадцатой книги Кодекса Феодосия// Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 7-20:
http://pstgu.ru/download/1248275984.silvestrova.pdf
Сильвестрова Е.В. Второй титул шестнадцатой книги Кодекса Феодосия// Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 2 (30). С. 34-64:
http://pstgu.ru/download/1278086672.silvestrova.pdf
Boyd W.K. The ecclesiastical edicts of the Theodosian code. N.Y., 1905:
http://archive.org/details/ecclesiasticaled00boydrich