Журнал "Государство, религия, Церковь" № 3-4 2012
События

Главная тема выпуска – «Религия в постсекулярном контексте». В этом номере фокус внимания смещается из области преимущественно социологических теорий в область скрупулезного исторического анализа религиозной повседневности. Весь выпуск состоит из строго документированных case studies, интерпретируемых либо в классической оптике исторического исследования, либо в духе исторической антропологии (либо сочетая оба дисциплинарных подхода). Весь этот выпуск посвящен обыденной религиозности советского времени, вмещающей в себя длинный репертуар религиозных практик, прочно вплетенных, при всех своей идеологической отверженности, в ткань советского общественного бытия.

Этот выпуск сложился из материалов конференции, проведенной в Москве в феврале 2012 года в РГГУ под названием «Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации». Конференция была организована Центром изучения религий РГГУ и Центром истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН при участии других научных центров. Она собрала около 80 участников (первоначальных заявок было гораздо больше), охватив весь советский период, почти все основные религиозные традиции (хотя православие естественным образом преобладало) и основные регионы советской империи.

Чуть больше двадцати статей, включенных в этот журнал, хотя и не отражают в полной мере всей мозаики московской конференции, относятся, пожалуй, к числу лучших и наиболее репрезентативных. Каждая из них — это самостоятельное исследование, которое не только схватывает конкретную эмпирическую реальность, но прямо или косвенно ставит важные общие вопросы советской истории и научной методологии. В этом выпуске мы разделили статьи по хронологическому принципу, поделив советскую историю на довоенный и послевоенный периоды (конечно, отдавая себе отчет в том, что периодизация советской религиозной политики более сложна и дробна). Кроме этих двух больших «хронологических» разделов, мы выделили три тематических: один, отражающий длительную эволюцию некоторых ключевых практик (исповеди, причащения в православии, а также еврейской сакральной книжности); второй, посвященный ключевому противостоянию религии и научного атеизма как систем миро- воззрения и практик; и третий, более непосредственно касающийся насущных вопросов методологии. Читатель также найдет в конце тома несколько рецензий, так или иначе относящихся к главной теме.

Главная особенность и конференции, и этого выпуска — в определенном ракурсе, в смещении акцента в исследованиях религии в СССР: с церковно-государственных отношений, описания репрессий и реакций, колебаний в религиозной политике и хроники сопротивления — к анализу ежедневных практик мирян. Эти практики, в свою очередь, имеют много вариаций — от участия в официально терпимом «культе» в разрешенных рамках и в разрешенных религиозных институтах-гетто до «живой религии» («переживаемой религии» — lived religion, religion vécue), которая состоит в сумме повседневных импровизаций на тему доктринальных, этических, обрядовых и поведенческих норм, деформирующихся под давлением безжалостного секулярного (псевдо-секулярного?) Левиафана. Эта тематика каждодневных практик сравнительно нова, и мы не без оснований можем отнести нынешнюю публикацию к категории «новаторских»; по крайней мере, это один из первых случаев, когда под одной обложкой, книжной или журнальной, публикуются статьи, посвященные очерченным сюжетам.

Многие из статей в буквальном смысле открывают новые направления исторического религиоведения. Таковы, например, исследования практик исповеди и причащения (Н. Киценко и А. Беглова). Таковы статья Г. Фриза о невероятных результатах большевистского наступления на религию, приведшего к религиозному подъему на Украине, и статья А. Бермана о примере широко распространенного религиозного самозванчества, сочетавшего сопротивление советскому режиму и обостренное мессианство; работы о «невидимой религии» в образцовом атеистическом городе 1930 - х и в «закрытом» (и потому тоже образцовом) позднесоветском городе (Н. Макаровой и С. Жука). Санами Такахаси иллюстрирует двуслойность советской религиозной жизни в последние десятилетия СССР — религиозность скрытую и религиозность фасадную; на самом деле — полускрытую и полуфасадную, и этот непростой дуализм просматривается во всех статьях. О том, как причудливо взаимодействуют советский habitus и глубокие религиозные инстинкты, пишет У. Хун на примере этнографии послевоенных паломничеств; а несколько статей, как уже было сказано, прямо посвящены диалектике противостояния религии и атеизма как на уровне высоких дискурсов, так и, прежде всего, в контрапунктах жизненных циклов простых людей. Три статьи последнего раздела ставят некоторые концептуальные и методологические вопросы, имеющие отношение ко всему представленному здесь исследовательскому направлению — проблеме согласования разных типов источников и вопросу о сути самого объекта — «живой религии» и религиозных практик.

Авторы нынешнего номера — ученые из семи стран, принадлежащие к разным дисциплинам и использующие разные источники. Мы знаем, что есть большое количество историков и антропологов, ведущих потрясающие исследования, которые, по тем или иным причинам, не оказались на страницах этого тома (впрочем, он и не мог бы вместить всех достойных). Мы, несомненно, будем иметь это в виду при планировании будущих публикаций. И все же нам кажется, что те работы, которые Вы прочтете на этих страницах, адекватно отражают нынешний этап понимания советской религиозности, а заодно и вписываются в некоторые магистральные, постоянные темы нашего журнала.

Номер журнала можно приобрести в магазине«Фаланстер».

СОДЕРЖАНИЕ

 

От редакции

 

Главная тема: Религиозные практики в СССР

 

Эволюция ключевых практик

 

НАДЕЖДА КИЦЕНКО. Исповедь в советское время

 

АЛЕКСЕЙ БЕГЛОВ. Практика причащения православных прихожан советской эпохи

 

ГАЛИНА ЗЕЛЕНИНА. «Вся жизнь среди книг»: советское еврейство на пути от Библии к библиотеке

 

Довоенный период: динамика репрессий и их результаты

 

ГРЕГОРИ ФРИЗ. «Вся власть приходам»: возрождение православия в 1920-е гг.

 

ТАТЬЯНА ЧУМАКОВА. «Карта религий» для неудавшейся Всесоюзной переписи 1937 г.: забытая страница советского религиоведения

 

АНДРЕЙ БЕРМАН. Царевна Ольга из Чувашии: самозванчество как религиозная практика

 

НАДЕЖДА МАКАРОВА. «Город без церквей»: религиозность в Магнитогорске в 1930-е гг.

 

АННА КАЛИНИНА. Христианские конфессии Советской Белоруссии в 1929–1939 гг.: активные и пассивные формы сопротивления

 

Послевоенный период: новые формы, реакции и влияния

 

ЕЛЕНА ШУНЬГИНА. Возвращение Церкви культовых зданий в Ленинградской епархии в послевоенное десятилетие: анализ прошений верующих

 

УЛЬРИКЕ ХУН. С иконами и песнопениями, или епископ, сбежавший от своих прихожан. Массовые паломничества в России эпохи Сталина и Хрущева

 

АЛЕКСЕЙ ГЛУШАЕВ. «Без проповедников, в углу бараков…»: протестантские «барачные общины» в Пермском Прикамье 1940–1950-х гг.

 

НАДЕЖДА БЕЛЯКОВА. Коллективные практики типичной общины евангельских христиан-баптистов в позднем СССР

 

ЮЛИЯ ГУСЕВА. «Женщины-муллы»? Роль женщин в практиках мусульманских общин Среднего Поволжья в военный и послевоенный период

 

ТАКАХАСИ САНАМИ. Два типа религиозности времен позднего социлизма: православные верующие Владимирской области

 

СЕРГЕЙ ЖУК. Религиозные практики, повседневная религиозность и западная массовая культура в закрытом городе Днепропетровске в послесталинское время (1960–1984 гг.)

 

Религия vs. Атеизм: две смысловые и обрядовые системы

 

НАТАЛИЯ ШЛИХТА. «От традиции к современности»: православная обрядность и праздники в условиях антирелигиозной борьбы (на материалах УССР, 1950-е–1960-е гг.)

 

ЕЛЕНА ЖИДКОВА. Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной

 

ВИКТОРИЯ СМОЛКИН-РОТРОК. Проблема «обыкновенной» советской смерти: материальное и духовное в атеистической космологии

 

Концепции и методы

 

КАТРИН ВАННЕР. Переживаемая религия: концептуальная схема для понимания погребальных обрядов в приграничных районах Советской Украины

 

СОНЯ ЛЮРМАНН. Что мы можем знать о советской религиозности? (Сопоставление архивных и устных источников из послевоенного Поволжья)

 

НИКОЛАЙ МИТРОХИН. Болезнь под названием «фонд уполномоченного» или несколько страниц об актуальных проблемах изучения религиозности в СССР

 

РЕЦЕНЗИИ

 

Верт П. Православие, инославие, иноверие: очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2012

 

Luehrmann S. Secularism Soviet Style: Teaching Atheism and Religion in a Volga Republic. Indiana University Press, 2011

 

Epstein M.N.Russian Spirituality and the Secularization of Culture. USA: Frank-Tireur, 2011

 

Шнирельман В.А.Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. М.: Издательство ББИ, 2012

 

Тульпе И.А. Мифология. Искусство. Религия. СПб.: Наука, 2012

Русский журнал


Другие публикации на портале:

Еще 9