Никольский В. А. Древне-русское декоративное искусство. Брокгауз-Ефрон, 1923
Декоративность была основной стихией древнерусского искусства вообще. Исключительно декоративна была живопись, декоративные задачи всегда выдвигались в зодчестве. Естественно должно было процветать и искусство в полном смысле декоративное, «прикладное», как его обычно называют. В издании представлен обзор высших достижений древнерусского декоративного художества, возраставшего вместе с искусством Запада, питавшегося первоначально из тех же антично-византийских истоков, но выявившего в дальнейшем своем развитии чисто национальные, одной России присущие особенности.
Среди других художественных центров средневековой Руси Псков изучен менее всего. До сих пор нет обобщающих работ об особенностях его монументальной живописи, почти не изданы замечательные псковские фресковые ансамбли. Все еще не выяснены истоки станковой живописи Пскова, недостаточно разъяснен столь для нее характерный повышенный психологизм и напряженная эмоциональность образа. И вместе с тем псковскую фреску, псковскую икону ни с чем нельзя спутать. Само понятие «псковская живопись» даже у людей, лишь отдаленно знакомых с древнерусским искусством, всегда вызывает строго определенное представление.
Искусству Великого Новгорода посвящено немало работ в советском искусствознании. Это статьи и исследования об отдельных памятниках живописи, архитектуры, искусства рукописной книги, творческие биографии прославленных мастеров, а также обобщающие работы, рассматривающие искусство Новгорода в его югославянских или западноевропейских связях. Как правило, они возникали вслед за реставрационными открытиями, являясь то публикацией их, то попыткой более широкого обобщения. За период 20-х—30-х годов накопился весьма обширный материал, позволивший подвести некоторые итоги, поставить искусство Новгорода в связь с процессом развития иных локальных художественных школ периода феодальной раздробленности, а также осмыслить место его в сложении общерусского искусства в связи с историей возвышающейся Москвы и формирования централизованного государства.
Лазарев В.Н. Византийская живопись. Наука, 1971
В книге собраны работы о византийском искусстве, в основном о византийской живописи. Статьи распадаются на шесть групп: ставящие методологические вопросы («Никодим Павлович Кондаков»), выявляющие связи Византии с Италией («Византийское искусство и итальянская живопись раннего средневековья», «Константинополь и национальные школы»), анализирующие монументальные росписи («Равеннские мозаики», «Фрески Кастельсеприо», «Приемы линейной стилизации…», «Живопись XI — XII веков в Македонии», «Мозаики Чефалу»), иконы («Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон», «Византийские иконы XIV — XV веков», «Новые памятными византийской живописи XIV века. Высоцкий чин», «Два новых памятника станковой живописи и палеологовской эпохи»), миниатюры («Несколько критических замечаний о Хлудовской Псалтири», «Царьградская лицевая Псалтирь XI века», «Новый памятник константинопольской миниатюры XIII века»), посвященные специальным иконографическим проблемам («Этюды по иконографии Богоматери»). Также в книгу включены три главы из «Истории византийской живописи» В. Н. Лазарева: «основы византийского искусства», «Византийская эстетика», «Система живописной декорации византийского храма». В совокупности статьи освещают почти все стороны византийской художественной культуры.
Ювалова Е.П. Чешская готика эпохи расцвета (1350-1420). Наука, 1998
Монография посвящена блистательному периоду в истории чешского искусства, когда оно активно участвовало в разработке общеевропейских художественных принципов поздней готики и в то же время создало ее яркий национальный вариант. Много внимания уделено в монографии крупным архитектурным комплексам эпохи - Пражскому собору св. Вита, строитель которого Парлерж решал проблему сочетания традиции и новаторства в архитектуре и портретного изображения в скульптурных циклах, замку Карлштейн с его циклами настенной живописи и ансамблем станковых произведений, созданным мастером Теодориком в капелле св. Креста, а также фадостроительной концепции большого района Праги - Нового города. Специальные разделы посвящены чешским иконам, полиптихам, станковой скульптуре и книжной миниатюре. Среди них особое место занимает анализ искусства наиболее выдающегося живописца последней четверти XIV в. - Мастера Тржебоньского алтаря. Художественный материал рассматривается в контексте исторических событий, идеологии и культуры. Для искусствоведов.
Айналов Д.В. Мозаики IV и V веков. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1895
«Мозаики IV и V веков» — один из замечательных трудов Дмитрия Власьевича Айдалова, видного русского исследователя раннехристианского и византийского искусства. Д.В. Айдалов был членом Русского археологического и других научных обществ, заведовал Музеем искусств и древностей в Санкт-Петербургском университете, продолжал свою научную деятельность и после революции.
Спасёных А.Н. Литые кресты-энколпионы XV-XVI вв. с килевидным окончанием. Елец, 2012
Обсуждаемые в этой работе кресты-энколпионы XV-XVI вв. с килевидным завершением нижней лопасти, являются своего рода логическим завершением развития формы некоторых типов наперсных крестов XIV века. Подобные кресты имели очень высокую стоимость и изготавливались из драгоценных металлов мастерами ювелирами по заказу высших иерархов Церкви и элиты общества. В музеях страны хранятся как отдельные экземпляры, так и целые коллекции подобных крестов. Многие из них описаны в работах ученых искусствоведов и опубликованы. Найденные при археологических раскопках кресты описаны учеными археологами в отчетах экспедиций или в научных трудах.
The Art of Medieval Spain, A.D. 500–1200. Metropolitan Museum, 1993
Spanish art of the Middle Ages, a period that has been relatively unexplored in the English-speaking world, is examined here in detail. This publication accompanies a major exhibition for which more than 150 sculptures, architectural elements, paintings, textiles, and objects for everyday and ceremonial use have been gathered from museums and private collections in Spain, the United States, and Europe and Africa. Each work is illustrated (most in full color) and is discussed in texts that will be of interest to both the general reader and the scholar.
Книга представляет собой материалы симпозиума, проведенного в The Metropolitan Museum of Art. Разбирались вопросы взаимовлияния культур Византии и государств ее круга.
Майорова Н. Мотивы русской архитектуры. М: Белый город, Воскресный день, 2012
Архитектура – искусство особого рода. Оно создает для человека среду обитания, то есть предназначено не только для любования, но и для повседневной жизни, удобства и комфорта. Жизнь в гармоничном окружении возвышает душу, воспитывая незаметно и ненавязчиво. Создать произведение искусства, которое отвечало бы этим целям – весьма нелегкая задача. Творения замечательных архитекторов, сумевших ее решить, достойны того, чтобы рассматривать их снова и снова. Загородные дома, выставочные павильоны, общественные здания, которые проектировали и строили архитекторы Ропет, Кузьмин, Гартман, Лыгин и их единомышленники, похожи на волшебные терема из русских народных сказок. Любуясь ими сейчас, мы словно путешествуем по сказочной Руси. И в то же время – ближе узнаем Россию второй половины XIX столетия, когда она обновлялась и побеждала, смело смотрела в будущее и гордилась национальными традициями.