В работе VII Глушковских чтений приняли участие руководители ведомств и учреждений образования, священнослужители, ученые-представители вузов республики Марий Эл, педагоги дошкольного, начального, общего и дополнительного образования, педагоги учреждений начального и среднего профессионального образования республики Марий Эл и Нижегородской области.
Участники конференции отметили, что в республике Марий Эл учеными и педагогами-практиками накоплен определенный опыт работы по гуманизации образовательного пространства. Так, выступления показали, что личностно-ориентированное обучение осуществляется в республике на всех ступенях образования - от детского сада до вуза, как в системе учебной работы (профильные классы, технология критического мышления, технология проблемно-личностного обучения и многое другое), так и в системе воспитательной деятельности (педагогика сотрудничества в кружковой деятельности, в проведении праздников, экологические акции, работы по формированию позитивной творческой мотивации и т.д.).
В ходе конференции было отмечено, что в современных социальных условиях возрастает роль взаимодействия образовательных учреждений с семьей, возрастает необходимость психолого-педагогического просвещения родителей для повышения качества семейного воспитания. Рассмотрение этих проблем в год Семьи весьма актуально.
Много внимания было уделено проблеме духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Отмечена комплексность этой проблемы. Ее обсуждение шло по нескольким направлениям: духовно-нравственное воспитание на различных ступенях образования и в различных типах образовательных учреждений через содержание занятий и уроков, через различные формы воспитательной работы (музей, театр, военно-патриотические клубы и т.п.). Участники конференции отметили, что особую роль здесь играет взаимодействие образовательных учреждений с Православной Церковью: паломнические поездки, участие в богослужениях, помощь в восстановлении храмов и т.д.
В последние годы гуманизация прослеживается в государственном подходе к проблемам детства, воспитания и обучения детей в России. Гуманная политика на столь высоком уровне позволяет надеяться на решение многих очень острых и серьезных проблем семьи, дошкольного и школьного воспитания и образования, которое поможет создать условия для полноценного воспитания детей.