Такой бури, разразившейся из-за законопроекта Министерства юстиции о свободном сожительстве, никто не ожидал. На встрече с министром юстиции, состоявшейся до пресловутого заседания Священного Синода, Архиепископ Иероним изложил взгляды Церкви на данную проблему и упомянул о наличие у людей свободной воли, давая понять, что Церковь, скорее всего, «нестрого» будет относиться к этим вопросам. Но спустя несколько дней в заявлении Синода неожиданно появляется вызывающая характеристика, которая не только взбудоражила общественное мнение, но и вызвало сильнейшую реакцию большей части иерархии Элладской Церкви. Все указывали на митрополита Фессалоникийского Анфима, который провел через Синод характеристику, которую отвергнули до этого и Архиепископ, и митрополит Иоаннинский Феоклит.
На прошлой неделе во вторник едва только началось заседание Священного Синода, Блаженнейший Арихепископ Иероним, раздраженный на митрополита Фессалоникийского, попросил, чтобы немедленно зачитали протоколы, и стало ясно, насколько отличаются протоколы от окончательного варианта заявления с его фразой. По некоторым сведениям, Преосвященный Анфим ответил, что в тот момент, когда он комментировал законопроект и произнес спорную фразу, то не заметил никакого неудовольствия на лице Архиепископа, из чего сделал вывод, что тот согласен.
А правда заключается в том, что этот случай, дорого стоивший как Церкви, так и самому Архиепископу, как утверждают некоторые иерархи, если бы не имел место в действительности, то должен был быть придуман, чтобы Предстоятель понял, что он должен показать в Синоде также и «упрямство» своего характера. Многие события, добавляют архиереи, показывают, что в церковной среде продолжают существовать фанатики и далекие от современной действительности иерархи, которые, по всей вероятности, в будущем будут расставлять сети Архиепископу, с тем чтобы подорвать его авторитет.
Однако разразившийся скандал избавил Церковь от новых атак, поскольку теперь, по всей видимости, на неопределенный срок отодвигается перечисление мер наказания для тех, кто захотел бы воспользоваться новым законом о свободном сожительстве после его принятия парламентом. Все, даже Преосвященный митрополит Фессалоникийский Анфим, поняли, что, когда этот законопроект станет государственным законом, то ничего не останется, кроме как «рвать у себя волосы», по характерному выражению самого Преосвященного, в случае возможного признания браков представителей нетрадиционной ориентации, потому что никто не сможет наложить на нарушителей наказания наподобие прокурора.
Во всяком случае, архиереи, с которыми беседовал журналист газеты «Кириакатики Элефтеротипия», отметили, что шум, который поднялся из-за договора о свободном сожительстве, возможно, станет поводом для начала дискуссии в недрах иерархии о такой серьезной и значительной теме, как отношения Церкви и государства. А именно этот вопрос, по оценкам большинства архиереев, встанет на повестку дня в ближайшие годы.
В отношении же Преосвященного Анфима, архиереи полагают, что он просто пытается заполнить тот вакуум, который остался после покойного Архиепископа Христодула, зачастую выражая точку зрения, которую, как считает Преосвященный, выразил бы покойный.
Новый Архиепископ, как поборник синодальной системы, не поставил на обсуждение вопрос об «исправлении» спорной фразы в заявлении Священного Синода, но было принято решение о том, что в будущем любое заявление в его окончательном виде будет сначала прочитано и проконтролировано Синодом и только потом передано для публикации в СМИ.