Северная столица России как оплот изучения «восточной мудрости», или сеанс йоги на Пятых Торчиновских чтениях
События

Пятые Торчиновские чтенияНекогда Сергей Львович Фирсов, ныне знаменитый историк Русской Церкви, а в начале 1990-х - известный лишь в узких кругах кандидат исторических наук, пригласил автора этих строк (тогда - воспитанника Санкт-Петербургской духовной семинарии), на семинар к своему университетскому наставнику - профессору Юрию Давидовичу Марголису, ныне покойному. Приглашены были и другие семинаристы, которые в течение нескольких часов с упоением слушали именитого профессора. Затем, боясь опоздать к вечерней молитве, на бегу обсуждали - как, оказывается, можно увлечь исторической наукой, что большинство слушателей готовы были посвятить свою жизнь многолетним архивным разысканиям.

Но не все семинаристы увлекались историей. Кого-то интересовала русская религиозная философия, кто-то хотел бы изучить в подлиннике наследие Святых Отцов. Тогда же и спросили: есть ли в петербургском университете ученые, изучающие наследие Булгакова и Флоренского,  и можно ли послушать их лекции? Другой профессор СПбГУ, имени которого мы не указываем по этическим соображениям, ответил так: «Есть, но погоды они не делают. Православным богословием почти никто не занимается - одних уволили "за убеждения" еще при коммунистах, другие ушли на пенсию, а кто моложе - перебрались на Запад. Зато с Востоком у нас - полный порядок...»

               Биографическая справка:

Евгений Алексеевич Торчинов (1956-2003)Евгений Алексеевич Торчинов (1956-2003), родился в Саратове, в 1978 году с отличием окончил восточный факультет Ленинградского университета, работал в музее истории религии и атеизма и в Ленинградском филиале Института востоковедения АН СССР, защитил диссертации по буддизму и даосизму, доктор философских наук, с 1996 года - профессор философского факультета СПбГУ, с 1999 года - зав. кафедрой философии и культурологии Востока. Автор свыше 80 научных трудов, читал курсы по буддизму, древнекитайской и древнеиндийской философии, эзотерическим м мистическим учениям в истории религии. В память Е. А. Торчинова его учениками организованы Торчиновские чтения, ежегодно проходящие на философском факультете СПбГУ (с 2004 г.).

Вернемся же к самим Торчиновским чтениям, открывшимся 6 февраля - пятыми по счету.

Конференц-зал философского факультета СПбГУ собрал свыше 120 участников и гостей чтений - из Москвы и Петербурга, Индии, Германии, Польши. Одним словом - были представлены все мировые научные школы востоковедения. Так и прозвучало при открытии: «Торчиновские чтения уже прочно вошли в научный календарь исследователей - как в России, так и за рубежом. Недалек тот день, когда мы будем признаны ведущей научной конференцией по проблемам изучения религии, философии и культуры стран Востока». Ведущий пленарное заседание конференции молодой ученый (который почему-то не представился), бодро рапортовал: «Мы продолжаем высоко нести флаг изучения восточной мудрости, который в свое время был поднят Евгением Алексеевичем Торчиновым».

Что ж, флаг так флаг, мудрости так мудрости - можно было бы оставить риторические фигуры на совести докладчика. Если бы не маленькое «но». Берем в руки издание вполне официальное - журнал «Санкт-Петербургский университет» и читаем следующее: «Он (Е. А. Торчинов - М. А.) сам занимался йогой, затем, будучи синологом, стал серьезно изучать китайский буддизм и в зрелом возрасте принял посвящение. Часто бывая в Китае и на Тайване, поддерживая отношения со многими представителями буддийского мира, в итоге он принял предложение возглавить петербургскую ячейку общества "Фо гуан" - "Свет Будды" и многие годы распространял знания о буддизме в Петербурге и стране. Таким образом, познания чисто буддологические он совмещал с собственно буддийскими»[1].

Да, религиозные убеждения - дело совести, а их неприкосновенность гарантирована Конституцией. Это безусловно. Другое дело, когда в рамках научной конференции устраивается «практический сеанс йоги», что и было исполнено приглашенным йогом в первый день работы Пятых Торчиновских чтений. Теперь попробуем отвлечься и представить, что было бы, если бы в стенах того же философского факультета СПбГУ на конференции по русской религиозной философии (будь таковая возможна) прошел «практический сеанс» молитвы Иисусовой, или хотя бы водосвятный молебен?.. Какие бы слухи расползлись тогда о «мракобесии» в ведущих научных школах города на Неве, а подобная конференция могла бы стать последней...

Мне справедливо возразят: наука (да и серьезная журналистика тоже) не терпят сослагательного наклонения. Так оно и есть. Но что же делать, когда и наука (в данном случае - религиоведение) - никак не может дать себе определение или оказывается «несуществующей»?.. «Мы до сих пор не можем определить понятие "религия", так как оно в разных культурах звучит по-разному», - сказал при открытии чтений доцент кафедры философии и культурологи Востока Владимир Владимирович Емельянов. Ему вторил коллега, руководитель секции индологии Андрей Всеволодович Парибок: «Современная практика религиоведения приводит к выводу, что такой науки нет. Исследования в области религиоведения проводятся согласно научным канонам культурологии и эволюционной психологии...»

Зато трудами Е. А. Торчинова живут не только его ученые последователи. По ним учатся современные буддийские ламы: «Торчинову удалось стать не только ученым, но и вдохновителем духовной деятельности буддистов, - произнес В. В. Емельянов, - а его книги вошли в учебный курс подготовки буддийских лам Забайкалья». И как бы в продолжение темы высказался руководитель общества российско-индийской дружбы и президент компании «Аюрведа Плюс» Александр Павлович Цейко, пожелавший участникам чтений «нести великую мудрость Веды, книги исключительно эмпирической и не испорченной человеческими искажениями». Правда, докладчик не уточнил, что значит «нести»: обсуждать в рамках научных дискуссий или же просвещать, «нести в массы»?

Пятые Торчиновские чтенияНаконец, с программным докладом выступил ответственный координатор Пятых Торчиновских чтений Сергей Владимирович Пахомов. Он подчеркнул, что множество заявленных докладов по буддологии, синологии, индологии, египтологии, исламоведению, методическим проблемам религиоведения - вовсе «не слияние в один бесформенный ком, а объединение исследователей, говорящих на одном языке, который в свое время был задан профессором Торчиновым». Подобный единый научный стиль, отметил далее ученый, «преодолевает "феодальную раздробленность" сциенцизации, что способствует повышению авторитета конференции, привлечению в ее ряды молодых исследователей».

И за то скажем спасибо: где-то среди десятков выступлений по восточным религиям, известным или совсем уж экзотическим, нашлось место и для обсуждения... наследия православных Святых Отцов. Но и здесь не обошлось без курьезов: «Секцию христианского Востока» возглавлял ни кто иной как Вадим Миронович Лурье, более известный как деятель самочинной раскольнической группировки РПАЦ («Суздальский патриархат») игумен Григорий... Он же, кстати, является главным редактором журнала «Scrinium. Revue de patrologie, d'hagiographie critique et d'histoire ecclesiastique».  Доклад г-на Лурье «Агиографический субстрат легенд о Св. Граале» соседствовал с выступлением по теме «Богословие мученичества в ранней грузинской гимнографии: служба св. Або Тбилисскому», прозвучавшем из уст преподавателя Санкт-Петербургской духовной семинарии Владимира Владимировича Василика, который одновременно является доцентом кафедры истории славянских и балканских стран исторического факультета СПбГУ.

Не забыли организаторы Торчиновских чтений и собственно религиоведение, несмотря на «сомнение» одного из руководителей чтений в существовании такой науки. На «Секции методологических проблем религиоведения», которой руководит профессор Марианна Михайловна Шахнович, будут зачитаны доклады, посвященные как историческим, так и современным вопросам религиозной философии, богословия - в том числе и православного.

Пятые Торчиновские чтения еще не окончены - впереди очередные дискуссии, «круглые столы», конференции. Однако определенный вывод о чтениях можно сделать уже сейчас: роль Е. А. Торчинова как вдохновителя и организатора отечественной и мировой буддологии не подлежит сомнению. Но найдется ли в стенах философского факультета СПбГУ ученый - православный, способный своими духовными дарованиями объединить светских и церковных богословов, философов, патрологов - дабы  отечественная богословская наука сделала наконец решающий шаг вперед?.. 

Максим Антипов


[1] Макаров И. Вторые Торчиновские чтения // Санкт-Петербургский университет. 2005. № 5 (3694).  http://www.spbumag.nw.ru/2005/05/5.shtml


Другие публикации на портале:

Еще 9