В Берлине пройдет обширная выставка, посвященная пионеру в области исследования византийского искусства Йозефу Стржиговскому
События

Новая экспозиция призвана осветить важную роль исследователя в формировании коллекции берлинского Музея византийского искусства, а также представить его как личность и ученого. На выставке собраны интересные биографические документы, свидетельства современников о его трудах для становления экспозиции Берлинских музеев, а также музейные объекты, которые были приобретены по его инициативе.

Йозеф Стржиговский родился 7 марта 1862 г. в г. Бяла в Австрийской Силезии. Его отец занимался текстильным бизнесом. Будущий искусствовед изучал классическую археологию и историю искусства в университетах Вены и Берлина. В 1885 г. он получил докторскую степень в Мюнхенском университете, защитив диссертацию на тему «Иконография крещения Христа». С 1892 г. он работал преподавателем истории искусства в университете Граца. С 1909 г. и до отставки в 1933 г. Стржиговский возглавлял престижный Институт истории искусств при Венском университете. В 1933 г. он основал в Вене Общество сравнительных исследований в области искусства.

Стржиговский принял деятельное участие в создании обширной коллекции позднеантичного и византийского искусства для Музея кайзера Фридриха. По просьбе немецкого историка искусства, одного из родоначальников современного музееведения, Вильгельма фон Боде он пополнил коллекцию музея византийского искусства, которая выросла с менее чем 100 до 2 тыс. объектов. Ученый также принимал активное участие в создании коллекций Египетского музея и отдела исламского искусства.

Позже тезисы его исследований развивались под влиянием расистских идей, которые можно увидеть и в названиях его публикациях. Так в эпоху национал-социализма он опубликовал исследование под названием «Индогерманское наследие немецкого народа и история искусства будущего». После Второй Мировой войны некоторые его работы на территории коммунистических держав находились в индексе запрещенных книг, среди них — «Германская северная душа. Признание исследователя искусства» (1940) и др.

Одна из более ранних его работ, посвященная армянской архитектуре («Архитектура армян и Европа», 1918) представляет из себя огромное по масштабу сравнительное исследование, определившее роль Армении в развитии архитектуры Византии, Ирана и Западной Европы. Однако и в ней уже прослеживается откровенно расовая интерпретация архитектуры.

Седмица.RU


Другие публикации на портале:

Еще 9