Конференция проходила в Москве в мае 2006 года и была организована
Свято-Филаретовским православно-христианским институтом, Институтом
художественного образования, Центральным музеем древнерусской культуры
и искусства имени Андрея Рублева. Сборник докладов был издан минувшей
осенью, первая его презентация прошла в Москве 20 ноября 2007 года.
Петербургская презентация сборника, сопровождалась обсуждением
поставленных в нем проблем. Среди выступавших были искусствоведы,
богословы, священнослужители, преподаватели, а также мастера церковного
искусства.
«Цель прошедшей конференции, изданного сборника и сегодняшнего
обсуждения не в том, чтобы в полной мере раскрыть обозначенную тему,-
сказал один из составителей и авторов сборника, преподаватель церковной
археологии и христианской эстетики Свято-Филаретовского института,
профессор Александр Копировский,- Мы пытаемся вовлечь церковных и
светских специалистов, занимающихся вопросами искусства, в продуктивный
диалог. Мы хотим объединить два взгляда на церковное искусство: и
художественно-эстетический, и богословский». В ответ директор
Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных
движений, профессор РХГА протоиерей Владимир Федоров назвал такое
взаимодействие разноплановых специалистов «междисциплинарным
экуменизмом» и всецело поддержал его.
В том же ключе прошло выступление доктора искусствоведения Веры
Залесской. Будучи заведующей сектором Византии и Ближнего Востока
Государственного Эрмитажа Вера Николаевна выразила надежду на то, что
«люди церковные будут больше помогать музейщикам в исследовательской
работе».
О том, что до недавних пор между богословами и искусствоведами не было
диалога, а был лишь обмен мнениями, говорил председатель Архитектурной
комиссии Санкт-Петербургской епархии, директор Иконописного отделения
Санкт-Петербургских Духовных школ и доцент Российской Академии
художеств имени Репина игумен Александр Федоров. Отец Александр
подчеркнул, как важно современным творцам, «прочувствовав дух и вкус
церковного искусства, не ограничивать себя лишь копированием старых
шедевров». Развивая эту мысль, иконописец Филипп Давыдов говорил о
важности сохранения иконописи как живой традиции - «Работа для
иконописца должна быть продолжением его духовной жизни».
В заключительном слове Александр Копировский высказал пожелание издать
следующий сборник по итогам прошедшего обсуждения и тем самым
продолжить междисциплинарный диалог о проблемах церковного искусства.