Руководят экспедицией кандидат исторических наук, доцент Геннадий Тощев и кандидат исторических наук, доцент Светлана Андрух. Им нужно спешить — ведь воды Каховского водохранилища подмывают берег, грозя похоронить под водой уникальные памятники археологии.
В 80-х годах прошлого века здесь были обнаружены и раскопаны первые захоронения. С тех пор исследования проводятся каждый год. На Мамай-горе расположен один из крупнейших в Европе могильников — здесь захоронены люди бронзового века, скифы, сарматы, киммерийцы и ногайцы.
Работают археологи по графику — с раннего утра до обеда. Сначала выкапывают большие траншеи. Потом по цвету пятен на земле находят древние могилы и расчищают их. Все находки фотографируют, забирают, чистят и проводят консервацию. После завершения раскопок все ямы обязательно нужно зарыть — ведь на этом месте потом будут сеять пшеницу или подсолнух. Летом Мамай-гора становится местом паломничества — сюда приезжают местные селяне, ученые, политики.
Вопреки расхожему мнению, для археологов камни и металл иногда гораздо ценнее золота и серебра — ведь они могут помочь правильно датировать погребение и открыть новую страницу истории.
Быт археологов поражает простотой — еду готовят на самодельной кирпичной печке, купаются в Каховке, а электричеством не пользуются вообще — мобильные телефоны заряжают в магазине в селе неподалеку. С одной стороны, это недостаток финансирования — деньги идут только на самые необходимые вещи. С другой — сделано это сознательно, чтобы студенты получили практический опыт.
Среди «археологических» правил есть весьма забавные положения и традиции. Например, в экспедиции запрещен мат — нарушителей ждет наказание в виде корчевания пней по числу произнесенных «матов». Запрещено употребление алкоголя и наркотиков. За драки люди «вылетают» из экспедиции, несмотря на свой «послужной» список. Также санкции можно схлопотать за выброшенный куда попало окурок — ведь в окрестности лагеря полно сухой травы, и несколько раз участникам экспедиции приходилось тушить весьма серьезные пожары.
Экспедиция финансируется из бюджета университета, но денег не хватает. Приходится экономить — студенты сами скидываются себе на еду, затраты на бензин для машин и другие важные статьи расходов зачастую идут из личного кармана участников и руководителей экспедиции. Спасает и помощь бывших студентов или просто неравнодушных. Кто-то привозит овощи, кто-то — воду.
Надеемся, все эти усилия не пройдут даром, и запорожские археологи откроют миру Мамай-гору.