Е. Вежлян описала обсуждаемую проблему: современная поэзия и «литературное поле, сформировавшееся вокруг православной церковной общественности», сегодня кажутся далекими друг от друга. «Либо поэт пишет стихи, проникнутые религиозным настроением, но стихи эти как правило не очень высоко оцениваются литературной критикой, либо создает вполне актуальные литературные произведения, интересные своей литературной стороной, но религиозная тема там не занимает главного места», - отметила критик. По ее мнению, авторов, которым удается совместить работу в современной поэтике и в то же время подлинное выражение религиозного настроения, очень мало. Участники встречи Наталья Черных и о. Константин Кравцов-- те литераторы, которым удается это делать, считает Е. Вежлян.
Отец Константин, со своей стороны, заметил, что «мышление бинарными оппозициями» - религия и наука, религия и культура - давно себя исчерпало, и это даже «не вчерашний, а позавчерашний день». «Религия не может быть противопоставлена ни науке, ни культуре, она может противоречить только мракобесию», - считает священник. Вера и культура, считает участник беседы, - «вещи взаимопроникающие». Дар художника - Божий дар, и если Бог хочет видеть человека поэтом, надо им быть. То, что сотворено Богом, по определению прекрасно. Также, отметил о. Константин, человек имеет дар свободы, и свободу может использовать и во зло себе, и во благо. Проблему создают, считает он, «неправильное использование свободы, т.е. грех (дословно с греческого - промах)». О. Константин считает также, что «Церковь наша малокультурна. Что-то мы не преодолели, что должны были преодолеть из прошлого наследия». Большинство прихожан далеки от культуры. Не ведется диалога между культурой и Церковью.
По словам Анатолия Наймана, «ветер не спрашивает, куда дует, так и поэзия - делает своим сюжетом или промахом не то, что хорошо». Для того, чтобы понять, кем каждый из нас является, мы уходим от правил, и тому существует много причин, отметил участник встречи. Он напомнил о французском поэте Франсуа Вийоне, который был преступником и - настоящим поэтом. Иосиф Бродский, который всегда «дистанцировался от Церкви», написал прекрасные стихи о Рождестве, а в возрасте 23-х лет создал поэму «Исаак и Авраам». Стихи, которые пишет поэт, отражают то, что он собой представляет, то, «что сделал с ним его опыт». «Именно опыт претворяется в стихи, а не духовность», - считает Анатолий Найман. Он также отметил, что поэзия - это «искусство, которое делает язык неотменимым законом».
О. Константин Кравцов выразил согласие с Анатолием Найманом, сказав также, что «путь молитвы и путь поэзии нельзя смешивать, и нельзя противопоставлять, утверждая, что первое - спасительно, а второе - нет». Эти пути разные. «Опыт творчества религиозен, так же как вся наша жизнь религиозна», - считает он. «Бог стал человеком, Слово стало плотью, оставаясь самим собой», сказал он, отметив, что «принцип халкидонского догмата приложим и к творчеству». По его мнению, нужно разделять поэта и человека, который является поэтом. Человек, когда пишет, преодолевает свою человеческую узость.
В заключение встречи участники прочитали стихи поэтов, которые, как отметила Е. Вежлян, создают эту «новую традицию духовной поэзии». В частности, были прочитаны стихи священников Сергия Круглова (живущего в Минусинске, лауреата премии Андрея Белого) и Андрея Кононова. О. Константин Кравцов и Наталья Черных прочитали также собственные стихи.