Корни искусства Эльсхаймера - в нидерландской традиции, на которую он, в свою очередь, оказал глубокое воздействие. Эльсхаймер был учеником Филиппа Уффенбаха и испытал в юности влияние мастеров, эмигрировавших из Нидерландов: Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха.
Художник родился во Франкфурте-на-Майне, а с 1600 г. постоянно жил в Риме, где и достиг известности. Он был дружен с Рубенсом, Паулем Брилем и Питером Ластманом, впоследствии учителем Рембрандта.
Картины Эльсхаймера - в основном пейзажи небольшого размера со сценами на библейские или мифологические сюжеты. Эльсхаймер написал немного картин, которые высоко ценились ещё при его жизни художниками и коллекционерами, особенно за искуснейшее мастерство тончайшей разработки светотени.
Старая Пинакотека в Мюнхене обладает двумя картинами мастера: «Пожар Трои» и «Бегство в Египет». В последней художник мастерски использует живописные эффекты лунного света и горящего костра на переднем плане.
Интересно, что в 2005 г. ученые Немецкого музея (Мюнхен) выяснили, что 16 июня 1609 г. около 21.45 художник наблюдал в окрестностях Рима звёздное небо в подзорную трубу. Свои наблюдения он запечатлел на картине «Бегство в Египет». Луна и звёзды млечного пути, изображенные на холсте, соответствуют широте Рима, считают немецкие ученые.
Сохранилось несколько гравюр Эльсхаймера, где элементы нидерландской, венецианской и римской художественных традиций соединяются в сугубо индивидуальный и зрелый стиль.
На мюнхенской выставке также демонстрируется недавно обнаруженная картина Адама Эльсхаймера «Мистический брак святой Екатерины».