Ежегодная конференция с участием МДА «Наука. Философия. Религия» прошла в Дубне
События

Организаторы конференции: Фонд святого апостола Андрея Первозванного и Центр национальной славы (Москва), Объединенный институт ядерных исследований при участии Московской духовной академии, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Института Философии РАН.

В современном мире определяющее воздействие техники испытывают все сферы и формы социальной жизни человека. Техника стала неотъемлемой частью науки, искусства, философии и религии. Экономика и политика также оказываются недействительными без технического наполнения. Однако современная форма техники, в отличие от предшествующей, уже не просто сопровождает человека, но способствует пересозданию (переконструированию) и самого человека, и окружающей его среды. Тема «пересоздания мира» становится центральной темой обсуждения, поскольку именно с ней связаны главные риски в выборе пути развития современного российского общества.

Конструктивный диалог представителей науки, философии и богословия призван помочь в оценке перспектив и рисков развития техники на современном этапе, выработать подходы к сохранению человека в техническом мире и обеспечению безопасного будущего для всего человечества.

В ходе конференции прозвучало 15 докладов.

На открытии конференция выступили члены президиума:

  • Матвеев Виктор Анатольевич — директор Объединенного института ядерных исследований, академик РАН
  • Мадфес Николай Юрьевич, заместитель главы администрации города Дубна
  • Паршинцев Алексей Викторович, представитель Фонда Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы
  • Фурсаев Дмитрий Владимирович, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической физики, ректор Университета «Дубна»
  • Павленко Андрей Николаевич — руководитель исследовательской группы «Онтология», ведущий научный сотрудник отдела «Философия науки» ИФ РАН, профессор философского факультета МГУ, доктор философских наук
  • Осипов Алексей Ильич — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, академик РАЕН
  • Первушин Виктор Николаевич — советник дирекции Лаборатории теоретической физики им. Н. Н. Боголюбова Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна), профессор, доктор физико-математических наук

В приветственном слове директор института В.А. Матвеев отметил положительную черту того, что конференция проходит именно в ОИЯИ — месте, где высока динамика вызовов, рождаемых новыми научными открытиями. «Мы ставим вполне конкретные вопросы: о взаимодействии человека и влияния на него технического прогресса. Современная наука, и, в первую очередь, фундаментальная, дает необычные результаты, которые являются интеллектуальным вызовом человечества», — сказал он. Это именно вызовы для человека, поскольку новые знания открывают нам новые грани непознанного, так что вызовы современной науки затрагивают мировоззрение человека, и на путях науки уже невозможно получить ответы на эти вопросы.

Во время открытия конференции профессору МДА А.И. Осипову за выдающиеся достижения в богословии, многолетнее сотрудничество с ОИЯИ и плодотворный педагогический труд во благо науки, общества и России была вручена памятная медаль «За заслуги перед наукой и Объединенным институтом ядерных исследований».

На открытии была отмечена важность заявленной темы, в связи с чем было принято решение пригласить выступить на конференции крупнейшего специалиста в данной области, почетного профессора Берлинского университета Ганса Позера.

В первый день конференции были зачитаны следующие доклады:

«Достижения информационных технологий и их влияние на человека»

Кореньков Владимир Васильевич, заместитель директора Лаборатории информационных технологий ОИЯИ, заведующий кафедрой распределенных информационных вычислительных систем Международного университета «Дубна», кандидат физико-математических наук.

В своем выступлении докладчик познакомил аудиторию с мировыми тенденциями развитием интернета и IT-технологий, рассказал о новых информационных технологиях, взаимосвязи компьютинга и науки, проблемах суперкомпьютинга и других. Были рассмотрены положительные и отрицательные факторы доступности информации и ее влияния на общество, а также влияние IT-технологий на развитие разных сторон общества: науки, медицины, экономики, образования, глобализационных процессов, СМИ. Особое влияние было уделено влиянию на развитие человека, которое может рассматриваться как с положительной, так и с отрицательной стороны.

После доклада были заданы вопросы касательно соотношения знания и информации, причем докладчик предложил трехступенчатую структуру данные-информация-знания, а также вопрос об искусственном интеллекте. По мнению докладчика, эта тема сегодня уже не так популярна, как 15 лет назад. Сейчас доминирует отношение к машине не как к самостоятельно мыслящему объекту, а как к помощнице человека в его интеллектуальной деятельности, хотя тема и не снята с повестки дня.

«Физика фундаментальных частиц материи — наука, техника, человек»

Никитин Владимир Алексеевич, ведущий научный сотрудник ОИЯИ, профессор, доктор физико-математических наук.

В своем докладе известный ученый изложил история развития и принцип работы ускорителей заряженных частиц и очертил обширную область их применения. Оказалось, что ускоритель, задумывавшийся исключительно как инструмент фундаментальных физических исследований, оказался неоценимой составляющей современной техники. В конце доклада поступило предложение организовать совместную конференцию с папской академией наук.

«Влияние фундаментальных космических исследований на человека»

Захаров Александр Федорович, ведущий научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики, доктор физико-математических наук.

Докладчик познакомил аудиторию с тремя перспективными областями исследований современной астрофизики — исследованию темной энергии, черных дыр и экзопланет (планет вне Солнечной системы с температурой поверхности 0—100 градусов, на которых теоретически может существовать биологическая жизнь).

Часть доклада, посвященная поиску экзопланет, вызвала оживленный интерес аудитории. Что касается возможности жизни на экзопланетах — докладчик отметил, что это сложный для изучения астрономов вопрос. Однако существует наука астробиология, занимающаяся такими исследованиями на основе спектрального анализа планет.

Отвечая на вопросы, докладчик также подчеркнул, что развитие техники и технологии не приводит к улучшению человека и человеческих отношений, хотя этот тезис и непонятен современному обществу, идущему путем потребления.

«Две парадигмы онтологических оснований науки и техники: антропологическое измерение»

Тарароев Яков Владимирович, профессор кафедры теории культуры и философии науки философского факультета Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, доктор философских наук.

Доклад был посвящен истории взаимоотношений техники и науки, были приведены различные модели этих взаимоотношений. Сегодняшние вызовы, по мнению докладчика, связаны с самим человеком: вызовы XXI века — не внешние условия, а вызов человека самому себе. Ответ на этот вызов — дело выживания человечества.

«Эпистемологический статус компьютерных доказательств»

Анисов Александр Михайлович, ведущий научный сотрудник сектора теории познания Института философии РАН, доктор философских наук, профессор.

В своем докладе Александр Михайлович рассказал о значении доказательств с помощью компьютерных расчетов. Если в начале своего возникновения компьютерные доказательства вызвали острую критику многих ученых, то сегодня они считаются полноценными и наиболее надежными доказательствами.

После доклада оживленную дискуссию вызвал вопрос А.И. Осипова о возможности использования компьютерных доказательств в такой науке, как история. Докладчик отметил особый статус истории как науки, так как она находится между доказательным и недоказательным знанием, из чего вытекает условная возможность применения компьютерных доказательств.

«Человек технический, религиозный и естественный и границы техники»

Невважай Игорь Дмитриевич, заведующий кафедрой философии Саратовской государственной юридической академии, профессор, доктор философских наук.

В докладе снова был поднят вопрос о целеполагании. По мнению докладчика, техника — не цель, а средство, и ценностная рациональность находится вне компетенции техники. Сегодня человек должен заняться, прежде всего, поиском смыслов, а не развитием технических форм.

«Современная техника: нейтральное средство или форма господства?»

Михайловский Александр Владиславович, старший преподаватель Учебно-научного центра феноменологической философии, доцент РГГУ и ВШЭ, кандидат философских наук.

Доклад, посвященный статусу философии техники, опирался на взгляды немецкого философа Ханса Фрайера. Были рассмотрены два сочинения Фрайера, посвященные философии техники. Основная мысль философа — техника является этически нейтральной системой средств, однако в индустриальном обществе техника начинает господствовать, в результате чего сам человек в конечном итоге становится материалом техники, а не ее субъектом.

«Компьютерные технологии и духовная жизнь»

игумен Адриан (Пашин), секретарь Ученого Совета МДА, кандидат физ.-мат. наук, кандидат богословия.

Игумен Адриан кратко описал как преимущества и возможности, обеспечиваемые техникой, так и те серьезные угрозы, которые она может представлять для психического и духовного развития человека. «Одно дело помогать природе человека, другое — вторгаться и изменять ее», — подчеркнул отец Адриан.

«От лица к юзерпику: утрата ответственности»

священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук.

В своем докладе отец Стефан сделал краткое введение в богословие лица и обозначил связанные с этим современные проблемы отказа от ответственности пользователей интернет-пространства.

Во второй день конференции прозвучали доклады:

«Как возможна техника?»

Павленко Андрей Николаевич, руководитель исследовательской группы «Онтология», ведущий научный сотрудник отдела «Философия науки» ИФ РАН, профессор философского факультета МГУ, доктор философских наук.

Докладчиком были рассмотрены господствующие подходы в объяснении природы техники: инструментальный: техника есть средство, используемое человеком для своих целей, и антропологический: техника как способность человека. Особенности этих подходов в том, что техника рассматривается как средство человеческое и только человеческое, то есть в основе их лежит антрополатрия (служение человеку). В качестве альтернативы был предложен онтологический подход: техника есть самостоятельная форма бытия сущего.

Было отмечено, что «линейная машина времени» (ЛМВ) как альтернатива цикличной была предложена христианством и была неотрывно связана с христианской эсхатологией. С утратой христианских ценностей христианская эсхатология приобрела характер светской эсхатологии. Появились светские заменители религиозных целей: прогресс, демократическое человечество, общество всеобщего потребления. Наука стала исполнителем светского эсхатологического проекта; вся современная техника служит эсхатологическим целям, являясь исполнителем антрополатрического проекта. Однако безусловная ценность науки как таковой оказывается подорванной к середине XX века. Докладчиком были сделаны выводы: непротиворечивый, универсальный характер техники — необходим, а его эсхатологический облик — случаен. Техника возможна только как реализация непротиворечивых объектов, открывающихся человеку в рамках конкретной ценностной системы.

«От теодицеи к технике. Вопрос ответственности за зло»

доктор Ганс Позер (Hans Poser), почетный профессор Технического университета (Берлин). Институт философии, теории, истории, науки и техники.

В своем докладе немецкий философ показал, что вопросы теодицеи и технодицеи имеют одинаковую структуру, если пользоваться теодицеей Лейбница. Согласно Лейбницу, есть три вида зла: метафизическое, физическое и моральное. С этих позиций можно рассматривать и технику.

Основные обвинения, выдвигаемые технике: технология может давать сбои, ей можно злоупотребить. Техника подвергает нас огромным опасностям; технология не ведет к гармонии и прогрессу человечества, особенно будущих поколений. Технология обвиняется в том, что она несет зло и разрушение.

С метафизической точки зрения, зло в технологии состоит в том, что человек не может жить без технологии. Технология нужна для выживания, поскольку человек несовершенен. Вместо инстинкта человеку дан интеллект, позволяющий ему конструировать технику. Физический аспект — технология несет страдание человеку. Решение проблемы в том, что техника должна быть максимально безопасной, исключать возможность сбоев. На моральном уровне можно говорить о преднамеренном злоупотреблении технологией. Для решения этой проблемы, по мнению профессора, нужно иметь глобальное законодательное и нравственное регулирование по запрету и ограничению опасных технологий.

В конце доклада были сделаны выводы: человек должен понять, что хищнически грабя богатство планеты с помощью технологии, он совершает моральное преступление. Необходима ответственность, ограничение технического произвола на моральном и законодательном уровне. У человечества еще есть шанс, если оно будет следовать принципу универсальной гармонии, а не прогресса.

Доклад вызвал оживленное обсуждение. В частности, было замечено, что проблема технодицеи ведет за собой вопрос антроподицеи — оправдания человека как демиурга технологии. Что является условием оправдания человека, когда он не желает быть всеблагим, всемогущим и всезнающим демиургом? Профессор заявил, что те, кто не хочет быть таковыми, должны следовать законам использования технологии. Должно соблюдаться золотое правило морали: не делай другому того, чего не хочешь себе.

Профессор А.И. Осипов заметил, что человечество существует уже тысячелетия, однако оно не справилось с задачей моральной ответственности, и техника всегда использовалась во вред человеку. По мнению Ганса Позера, человечество способно к решению данного вопроса, о чем свидетельствует, например, декларация, принятая в Хельсинки, касающаяся запрета некоторых фармакологических препаратов. Но должно быть международное регулирование, международная активность, что сегодня обеспечивается глобализацией. Нужно задавать моральный климат, в том числе с помощью СМИ. Человечество должно действовать как единое общество. При этом профессор подчеркнул, что рациональные принципы добра универсальны для всех народов мира.

«Библейский взгляд на феномен научно-технического прогресса: ноев ковчег или вавилонская башня?»

священник Олег Мумриков, преподаватель МДА, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат богословия.

Отец Олег сделал обзор проблемы техники с позиций библий библейского богословия. Замечено, что техника как часть человеческой культуры имеет разные аспекты. С одной стороны, технические средства расширяют восприятие природы, побуждая восхвалять Творца. Научно-технический прогресс (НТП) может рассматриваться и как средство выживания рода, и как облегчение бремени страдания, освобождение сил для богопознания. С другой стороны, реалии истории человечества показывают, его хронические восстания на Бога, показывают, что техника далеко не всегда использовалась по назначению. Интеллект и техническую мощь нельзя абсолютизировать, иначе возникает утопия построения земного рая. Нравственная деградация ведет к возникновению индустрии хлеба и зрелищ, в которых техника обслуживает человеческие страсти. Поэтому без нравственного прогресса НТП ведет в никуда. Выводы — произведения НТП сами по себе, как и разум, нейтральны; НТП должен служить преображению человека и богопознанию.

«Судьба техногенной цивилизации: библейский урок»

Священник Александр Тимофеев, преподаватель МДА.

Отец Александр продемонстрировал с помощью библейской археологии примеры правильного и неправильного с точки зрения библейской истории отношения человека к технологии. В качестве модели для всей мировой истории была взята история израильского народа периода судей и царств. Израиль находился между крупнейшими техногенными цивилизациями своего времени: Египтом и Междуречьем. В отличие от них, Израиль имел заданную Богом модель государственного и общественного устройства. Археология дает нам примеры разительного отличия хананейских городов от израильских: в последних не было такого социального расслоения (о чем говорит архитектура города), что говорит о соблюдении заповедей о милосердии. Израиль не игнорировал достижения технологии своего времени — именно евреями был совершен техногенный переворот на своей земле — террасирование склонов, что стало настоящим прорывом в сельском хозяйстве. В период царств происходит воспроизведение Израилем хананейских моделей, что привело к началу жизни по языческим принципам и привело в конечно итоге к политическому поражению Израиля. Библейская история дает нам идеальное описание израильской теократии: отказ от стяжательства, отказ от автономизации, преобразование (а не уничтожение и порабощение природы), техника не как цель, а как средство. Вывод: Господь нам раз за разом показывает, как человек, погнавшись за утопическими идеями, приходит к краху. Техника не спасет от гибели и не сделает жизнь богаче. Сейчас Россия, с изумлением взирающая на техногенные цивилизации Запада, совершает такой же выбор, как древний Израиль: технологизация или жизнь по заповедям Божиим.

После докладов был задан вопрос касательно творческой свободы ученого. Представители МДА выразили одинаковое мнение, что исследователь может быть свободен в своих научных поисках, если он руководствуется принципами любви и моральной ответственности за свои открытия.

«Постмодернизм и русский романтизм»

Родина Артур Николаевич, преподаватель Киевской духовной академии, ассистент кафедры русского и украинского языка как иностранных Института филологии Киевского национального университета им. Т. Шевченко.

В своем докладе Артур Николаевич рассмотрел основные черты творчества русских писателей XIX века, их идейную противоположность модернизму, на основе чего был сделан вывод: Святая Русь — единственная реальная альтернатива постмодернистским построениям.

«Ответственность и идентификация в технологическом обществе»

архимандрит Климент (Вечеря), проректор по учебной работе Киевской духовной академии, кандидат биологических наук, кандидат богословия.

Как показал докладчик, сегодня все чаще слышатся упреки в адрес Церкви. Некоторые говорят о библейском обосновании потребительского отношения к миру. Церковь должна дать ответ на современные вызовы. Но все нравственные требования Церкви теряют силу, если она не является авторитетом. Сегодня проблема номер один — обмирщение и боязнь максимализма Евангелия среди самих христиан.

После докладов состоялась общая дискуссия участников конференции. Были затронуты некоторые аспекты, которым не было уделено достаточного внимания в докладах. В частности, была отмечена роль христианства в развитии техники, связанная с отменой рабовладельчества (в дохристианскую эпоху в качестве инструмента использовались рабы). Другой аспект — магия как причина появления техники, магичность техники, с помощью которой человек стремиться получить власть над земными стихиями.

Спор вызвал вопрос о том, увеличивает ли техника свободу человека. Некоторые участники высказались в том смысле, что глобализация, обеспечиваемая техникой, ведет к утрате человеческой свободы и тотальному порабощению человека. «Под разговором о свободе человек принуждается к отказу от свободы» — так можно выразить суть этой проблемы.

На дискуссии были затронуты также глубокие богословские вопросы — вопрос о попущении Богом зла, о причинах страданий невинных людей и другие.

На закрытии конференции были подведены итоги, члены президиума выразили свое мнение по обсуждаемым вопросам.

Пресс-служба МДА


Другие публикации на портале:

Еще 9