Автор книги считает, что «коммунистическая религия» советского извода с ее «крестными ходами» в виде демонстраций, «часовнями» в виде «красных уголков», Домами бракосочетаний для пародий на венчания, «мощами» в виде выставленных для поклонения тел вождей и другими атрибутами и ритуалами рождалась при замене веры в Бога культом государства — «справедливого, рабоче-крестьянского, всеобъемлющего и благого».
Новые секты (или деструктивные организации) — своеобразные формы язычества, которые Фирсов связывает с сакрализацией государства, возникшей в православии в наше время. Результатом такой сакрализации оказываются попытки «канонизировать» царя Иоанна Грозного, «друга царей» Григория Распутина, «праведного Иосифа Сталина», а вслед за ними даже Адольфа Гитлера (подчеркивавшего свою враждебность христианству в любых его формах).
«Державность» исследуется Фирсовым как социальная болезнь, причина которой — жажда стабильности, появляющаяся у людей в пору крутых социальных и политических переломов. Автор книги отметил, что, по его мнению, Григория Распутина в маргинальных кругах представляют не как историческое лицо, а как символ преданности государю. «Но символ Распутина имеет такое же отношение к реальному персонажу, как «милостивый государь» к «государю-императору», — сказал исследователь.
Отдельная глава посвящена истории «чудесного превращения» брата императора Николая II — великого князя Михаила Александровича, расстрелянного в 1919 году в Перми Гавриилом Мясниковым, в «соловецкого патриарха» Серафима.
В книге также приведены примеры и вскрыты причины появления сонма «новых православных святых», среди которых немало положительных персонажей недавней российской истории (Василий Чапаев, Георгий Жуков, Зоя Космодемьянская, Игорь Тальков).
Сергей Фирсов закончил исторический факультет ЛГУ. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации о социальных и политических проблемах Православной Церкви и российского государства в конце XIX — начале XX веков в петербургском филиале Института российской истории РАН. Автор более 270 научных, научно-популярных, учебно-методических и публицистических работ, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ. Предметы научного интереса ученого — история религии и история РПЦ, социальная психология, политическая история.