М. Ю. Смирнов. Будущее новых религиозных движений в России: неопределенность перспективы – Москва, Узкое, сентябрь 2011. РелигиоПолис. Доклад, сделанный на Международной научно-практической конференции «Религия как социальный институт», Москва, 5 сентября 2011 г. Полный текст статьи.
М. Магуто. Забытая святыня русского севера. История Крестного Онежского монастыря, заброшенного центра православия XVII века. Religo.ru На острове Кий в Белом море находится забытый в наши дни Крестный Онежский монастырь. Во времена патриарха Никона это был оплот православия и самый важный монастырь на русском севере. Полный текст статьи.
Р. Балмер. Священный Манхэттен. О трагедии 11 сентября, мечети на Ground Zero и американской толерантности. Religo.ru Рэндел Балмер, священник Епископальной Церкви, профессор американской истории религии в Колумбийском Университете (Barnard College, Columbia University). Одна из его последних книг — «Бог в Белом доме: Как вера изменила президенство от Джона Ф. Кеннеди до Джорджа В. Буша» (HarperOne, 2008). Полный текст статьи.
А. Бендин. Модернизация религиозного законодательства и проявления религиозно-этнической нетерпимости в Северо-Западном крае Российской империи в начале XX в. Западная Русь. Северо-Западный край, включавший в себя шесть губерний — Виленскую, Ковенскую, Гродненскую, Минскую, Витебскую и Могилёвскую, традиционно характеризовался особенным религиозно-этническим многообразием среди других регионов Российской империи. Отношения, складывавшиеся между приверженцами различных конфессий и общин, нередко приводили к конфликтам, делавшим этот край проблемным религиозным пространством, наряду с Царством Польским, Юго-Западным краем и Поволжьем. Самым серьёзным конкурентом «господствующего» православия в Северо-Западном крае исторически являлась Католическая церковь, многие священнослужители которой выступали в качестве явных и тайных духовных лидеров польского сепаратизма, угрожавшего целостности Российской империи. Полный текст статьи.
Возвращение Казанского собора. К 200-летию шедевра отечественной архитектуры. ЖМП. Казанский собор в Санкт-Петербурге был возведен архитектором А.Н. Воронихиным в 1811 году. Прежде на этом месте стояла небольшая каменная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1737 году архитектором М.Г. Земцовым. Собор стал ее преемником, из нее была перенесена сюда чтимая Казанская икона Божией Матери. В 1922 году большевики передали собор обновленцам, а в 1932 году открыли в нем Музей истории религии и атеизма. Потребовалось еще более шестидесяти лет, чтобы в стенах величественного храма вновь зазвучала молитва и он вернулся в лоно Русской Православной Церкви. Полный текст статьи.