Открывая семинар, председатель Отдела В.Р. Легойда напомнил о намерении регулярно организовывать при СИНФО подобные мероприятия с привлечением экспертного сообщества, известных ученых, богословов, историков религии и обществоведов для обсуждения вопросов, «важных для интеллектуального развития нашего общества, церковно-общественных процессов».
Дискуссия в рамках семинара была посвящена обсуждению вопроса о природе религиоведения как науки и возможности определения данной дисциплины как «атеистической». Участники экспертного мероприятия в своих выступлениях уделили внимание методологическим основаниям религиоведения. Различные отклики вызвал поставленный организаторами семинара вопрос о необходимости для ученого-религиоведа исповедовать религию, которая является предметом его изучения, и возможности для религиоведа оставаться приверженцем атеистических взглядов либо агностиком.
Особое внимание эксперты уделили «методологическому атеизму» ― различным определениям данного понятия в ученой среде, его объему и содержанию, идеологическим аспектам, проблемам и исследовательским возможностям, которые возникают в рамках подобного научного подхода. Различные мнения вызвал вопрос о том, является ли «методологический атеизм» «наследием советской науки».
Заведующая кафедрой философии религии и религиоведения СПбГУ М.М. Шахнович посвятила свой доклад краткому обзору истории религиоведения, основным вехам его становления. Среди прочего профессор рассказала о современных исследованиях по религиоведческому анализу специализированных источников. Так, миссионерские записки, дневники российских православных миссионеров, по словам М.М. Шахнович, сегодня практически не изучены, однако представляют собой огромный пласт для научной работы. М.М. Шахнович отметила, что религиоведение как наука носит принципиально внеконфессиональный характер. Однако именно это, по ее мнению, дает ученым возможности для предложения рецептов преодоления межнациональных и межрелигиозных конфликтов, «дает надежду на диалог между культурами и религиями».
Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, директор Центра «Церковь и международные отношения» МГИМО А.Б. Зубов обосновал тезис о том, почему религиоведение не может считаться «атеистической дисциплиной». Вместе с тем профессор назвал «любые попытки конфессионализации религиоведения попытками идеологизации науки, отвращающими серьезных ученых». Оживленные отклики участников семинара вызвало заявление А.Б. Зубова о том, что для верующего ученого «хорошее знание своей веры всегда помогает понять веру других», равно как и признание о переживании «духовного восторга» при ознакомлении с чужими религиозными традициями. «Методологический атеизм», по мнению профессора Зубова, ― «безусловно, идеология, поскольку она задает определенные идеологические параметры исследования».
Заведующий сектором философии религии ИФ РАН В.В. Шохин также признал, что «наличие собственного религиозного опыта ― скорее положительный факт для религиоведа, нежели отсутствие оного». Ученый уделил внимание рассмотрению критериев научной объективности, которыми обычно оперирует религиовед, сам исповедующий ту или иную религию, а также обосновал тезис о том, почему религиоведение не может считаться атеистической дисциплиной.
Точку зрения В.В. Шохина разделила заведующая кафедрой религиоведения Российской академии госслужбы О.Ю. Васильева. Однако, по ее словам, для современного религиоведческого сообщества характерен «псевдоатеистический флер», сохраняющийся с советского периода. В свою очередь, М.М. Шахнович призвала участников семинара оценивать развитие религиоведения в советские годы «конкретно-исторически» ― по ее словам, внутри научного мира в то время происходила «очень острая борьба», результатом которой стали многие научные достижения, признанные современными учеными.
В экспертном семинаре также приняли участие профессор ПСТГУ К.М. Антонов, председатель Московского религиоведческого общества на философском факультете МГУ И.Х. Максутов, старший научный сотрудник Института Европы РАН Р.Н. Лункин, глава Византийского клуба «Катехон» в Институте философии РАН А.М. Малер, доцент кафедры религиоведения МГУ Е.В. Орел, декан факультета религиоведения Российского православного университета В.В. Шмидт, преподаватель религиоведения Института философии Государственного Академического университета гуманитарных наук М.С. Сенчукова, доцент кафедры философии религии и религиоведения МГУ И.П. Давыдов, старший научный сотрудник отделения религиоведения философского факультета МГУ П.Н. Костылев, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ М.А. Тюренков.
Очередной экспертный семинар при Синодальном информационном отделе состоится осенью 2011 года.