В течение веков диаконское служение в Католической Церкви было воспринимаемо в качестве промежуточной степени в восхождении к священническому служению и поэтому де факто не существовало, так как рукоположение во диакона лишь предшествовало священнической хиротонии. Во второй половине двадцатого века диаконское служение было восстановлено. В настоящее время в Католической Церкви служат около 36000 диаконов, из которых более 90 % процентов относятся к женатому духовенству. Строго соблюдаемым каноническим возрастом для рукоположения в диаконский сан является 25 лет для безбрачных клириков и 35 лет для женатых. Для рукоположения от женатых требуется около 10 лет безупречной семейной жизни. В Католической Церкви диакон может совершать таинства крещения и брака, благословлять и освящать неодушевленные предметы, преподавать причастие, проповедовать и нести душепопечительское служение. При этом, традиция наименования диакона «отцом» в Католической Церкви отсутствует.
На собрании с докладом выступил постоянный автор Портала богослов.ру, преподаватель Киевской Духовной Академии диакон Августин Соколовски Выступление диакона Августина «Диаконское служение в Православной Церкви: прочтение и перспективы» была посвящено изложению практики и богословскому осмыслению диаконата в Православной Традиции. По мнению отца Августина, существующие различия в понимании диаконства в различных христианских традициях обусловлены как историческими моментами развития, так и богословским истолкованием таинства рукоположения.
Основной тезис выступления преподавателя Киевской Духовной Академии может быть сформулирован следующим образом. Существуют две возможности прочтения места диаконского служение в таинстве рукоположения, обе из которых легитимны. Так, диаконство может быть воспринимаемо в качестве первой степени священства, находящего свое завершение в епископате. Другая возможная интерпретация восходит к богословию Отцов Древней Церкви, в частности, священномученика Иринея Лионского. В своем богословии, Ириней говорит о Сыне и Духе Святом, как о «руках Божиих». Если эту аналогию перевести на язык богословия таинств, то диаконство и священство становятся полноценными моментами рукоположенного служения в Церкви, каждый из которых восходит к епископату. Недостаточность осмысления цели и задач диаконского служения может являться моментом богословской неясности не только по отношению к диаконскому сану, но свидетельствует о необходимости более ясного понимания служения священника.
В завершении диаконского собрания диаконы различных епархий представили отчеты об особенностях практики диаконского служения на местах и наметили перспективы дальнейшей работы. В работе Съезда принял участие Председатель общецерковного диаконского братства Католической Церкви диакон Клаус Кисслинг.
Богослов.ru