Основной задачей специалистов было исправление ошибок прежних реставраторов, из-за которых композиционное единство алтаря было нарушено.
Алтарь, созданный в Аугсбурге в 1494-1500 годах, изначально представлял собой триптих, центральной частью которого, по всей вероятности, являлось скульптурное распятие. Скульптура, которую, скорее всего, создал работавший с Гольбейном ваятель Грегор Эрхарт (ок. 1470 - 1540), утеряна. В Штутгартской галерее надеются, что выставка отреставрированного алтаря и ее широкое освещение в прессе помогут выйти на след скульптуры.
Галерея приобрела алтарные картины в 2003 году у старинного рода Фюрстенбургов из города Донауэшинген (федеральная земля Баден-Вюртемберг на юго-западе Германии) за 12 миллионов евро. В семью картины попали, в свою очередь, в 1853 году от мюнхенской компании "Монморийон" (Montmorillon), торгующей произведениями искусства. Дальше история шедевра не прослеживается. К Фюрстенбургам две части алтаря попали уже распиленными на 12 панелей и в плачевном состоянии.
Девять панелей были неудачно отреставрированы в 1918 году Паулем Герхардтом. Он добавил слишком много лишних красок и раскрасил фон шести панелей зеленым, а трех - синим. В 40-е годы две из этих панелей, изображающие бичевание Иисуса и снятие с креста, были отреставрированы знаменитым специалистом Маргой Эшенбах. Она полагала, что позолоченные нимбы были поздним добавлением к работе Гольбейна, и удалила их, несмотря на возражения многих коллег.
Современные реставраторы при помощи инфракрасного излучения разглядели первоначальные эскизы Гольбейна, сделанные серебряным карандашом (сравнительно редкий инструмент для рубежа XV-XVI веков). При помощи растворителей они удалили позднейшие наслоения красок. Утраченные фрагменты были написаны заново легко удаляемыми акварельными красками. Таким образом, после нескольких столетий "Страсти Господни в серых тонах" восстановлены как цельное произведение. Они будут выставлены в Штутгартской галерее с 27 ноября 2010-го по 20 марта 2011 года.