Отчет о секции «Христианская нравственность» на VI Международной богословской конференции
События

Так, архимандрит Кирилл (Говорун) в своем докладе рассказал о становлении европейской светской этики, пошедшей по пути автономизации от христианского персонализма. В докладе и его обсуждении была отмечена неразвитость православного нравственного богословия как самостоятельной дисциплины, прозвучал призыв, с одной стороны, к развитию православной этики, с другой – к синтезу этики и богословия.

Абсурдность существования формальной нерелигиозной этики и морали была показана в докладах проф. А. П. Козырева и проф. М. О. Шахова. В первом докладе было подчеркнуто, что этика не может быть мыслима без вопроса о существе человека, был отмечен неутилитарный характер этики; во втором – логическая несостоятельность нерелигиозных этических построений. При этом М. О. Шахов отметил, что светская этика настолько далеко зашла в своей дехристианизации, что способна порождать вопиющие внутренние противоречия. Например, с одной стороны – светская этика разрешает аборты, с другой – запрещает медицинские эксперименты с эмбрионами человека. «В таком мире тяжело вести диалог», - заключил профессор, - «мы можем лишь констатировать свою христианскую позицию».

Язык народа во многом является выразителем философских и этических представлений нации. Уникальному непереводимому понятию правда, сопрягающему в себе понятия истины и справедливости, посвятил свой доклад К. Б. Сигов.

Протоиерей Владимир Мустафин в своем кратком докладе обозначил мировоззренческие корни нравственных проблем общества. Были рассмотрены и сравнены религиозное и нерелигиозное мировоззрение, нравственность, понятия о свободе человека, а также экологические проблемы.

Д. М. Гзгзян в своем докладе обсудил возможности применения аппарата школы «материальной этики ценностей» и прежде всего концепции иерархии ценностей в христианском нравственном богословии.

Во второй части секции были рассмотрены более специфические вопросы.

Доклад епископа Бобруйского и Быховского Серафима был посвящен служению женщины в Церкви по трудам свт. Иоанна Златоуста. Владыка рассказал о трех видах служения: вдов, дев и диаконисс. Доклад вызвал оживленное обсуждение касательно возможности актуализации опыта женского служения в современной церковной жизни. Во время обсуждения было отмечено, что, хотя с возникновением женского монашества вышеперечисленные служения исчезли, но монашество не покрывает всего разнообразия церковной жизни, и можно говорить о возрождении некоторых институтов – прежде всего института диаконисс, обладавших, видимо, широкими полномочиями в церковном служении. Владыка отметил, что эти вопросы ставятся на заседаниях Межсоборного присутствия.

Судьбе неординарной личности в византийской истории Ирины Хумненой посвятил свое исследование проф. А. И. Сидоров. Докладчик попытался вскрыть внутренние мотивы этой женщины, начавшей свой монашеский подвиг под руководством исихаста свт. Феолипта Филадельфийского, а закончившей его в стане врага исихазма Акиндина.

Диакон Августин Соколовски в своем докладе раскрыл тему жизни во Христе в трудах святителя Августина Иппонского. Были рассмотрены главные этапы жизни и произведения святого, особое внимание уделено учению о благодати и его месту в богословии Августина.

Доклад вызвал оживленную дискуссию. Спор разгорелся вокруг наименования Августина святителем, вместо устоявшегося в православной традиции блаженный. Были высказаны разные точки зрения. С одной стороны, проф. А. И. Сидоров и архиепископ Белостокский Иаков констатировали факт, что наименование Августина блаженным в православной традиции свидетельствует о некоем «умалении» его святости в связи со спорами вокруг его имени, имевшими место еще при жизни блаженного, и, следовательно, эта традиция должна соблюдаться, дабы подчеркнуть разницу между Августином и восточной православной богословской традицией. С другой стороны, докладчик настаивал на необходимости рецепции богословия Августина в православном богословии, что исключает предвзятый подход к данному святому отцу. Личность Августина, по мнению докладчика, не может быть «сделана» вполне православной (такие попытки предпринимались, в частности, о. Серафимом Роузом), но с другой стороны – его богословие нуждается в тщательном историческом и контекстуальном исследовании.


Другие публикации на портале:

Еще 9