Отчет о работе секции «Аскетическое предание Церкви» на VI Международной богословской конференции
События

Первым был представлен доклад декана Свято-Владимирской семинарии США протоиерея Иоанна Бэра «Личное бытие и свобода: их укорененность в аскезе». В своем докладе отец Иоанн предпринял попытку внимательного анализа богословия личности, божественной и человеческой, трансцендентности личности по отношению к природе и ее онтологической укорененности в свободе. Докладчик показал, что представление митрополита Пергамского Иоанна о «личности», превосходящей природу и укорененной в свободе, восходит к Канту, а не к Каппадокийцам, и что подлинным аналогом такого представления о личности является не тринитарное бытие Бога, но мученичество крещения. Доклад отца Иоанна вызвал живой интерес у слушателей. Владыка Афанасий (Евтич) высказал опасение по поводу попытки создания онтологии Троицы в учении митрополита Иоанна, по его словам она совершенно не допустима, так же как и выводы отца Иоанна никак не находят подтверждения в учении отцов Каппадокийцев и святого Максима.

Следующим был доклад Андрея Юрьевича Виноградова на тему: «Учение об аскезе, браке и плоти в гетеродоксальной среде раннего христианства». Докладчик уделил особое внимание особое внимание учению об аскезе, об отношению к материальному миру и семейной жизни, представленному в апокрифах II-III веков. По словам Андрея Юрьевича их реконструкция имеет большое значение для понимания истории раннего христианства и формирования христианского учения.

«Учение преподобного Иоанна Кассиана о делании и созерцании» было представлено Алексеем Руслановичем Фокиным. В сочинениях святого Иоанна верно передаются аскетические традиции и практики, распространенные в Египте во второй половине IV века, которые преподобный литературно обработал и оформил в виде целостной системы. Алексей Русланович делает акцент на равной степени свободной воли человека и благодати Божией в деле духовного совершенствования человека.

В своем докладе профессор ТерезияХайнталер изложила понимание «жизни во Христе» Дорофея Газского, который основывал свое учение не посредством экзегезы известных библейских текстов, а через соединение с Богом посредством жизни в смирении. Автор призывает критически исследовать наследие аввы Дорофея. В докладе подчеркивается протология и epistrophe изначального состояния человека до грехопадения.

«Кругу церковных проблем и поиску их решения в нижнем Египте в IV-V веках по сочинениям Шенуте» было посвящено выступление Натальи Геннадьевной Головиной. В соответствии с заявленной проблематикой Конференции, предполагающей обращение к святоотеческому наследию, выбор автора для доклада и поведение его паствы кажется по крайней мере странным, но именно его личность стала символом Коптской Церкви.  Так же как и портрет христиан Верхнего Египта не возможен без проповедей и посланий аввыШенуты, наполненных строгостью в оценке поступков и пастырской заботой.

Доцент Московской духовной академии игумен Адриан (Пашин) представил доклад, посвященный «Преподобному Анастасию Синаиту: неразрывной связи аскетики с богословием». Отец Адриан акцентировал на рассмотрении преподобным Анастасиемхристологического учения с сотериологической точки зрения. В докладе подчеркивается факт использования святым аргументов из аскетики в полемике с еретиками,   что говорит о нем как о истинном подвижнике. После прочтения доклада автору был задан вопрос о личном вкладе самого преподобного Анастасия в его аскетические труды. В ответ игумен Адриан сказал, что святой суммировал духовный опыт синайских, египетских и других подвижников.

Следующий доклад, представленный вниманию участникам Конференции был посвящен «Вопросу о происхождении грехов и их классификации». В своем докладе диакон Владимир Василик провел параллель между учением Иоанна Мосха о страстях и борьбе с ними с творениями таких подвижников, как Ефрем Сирин, Макарий Великий, Григорий Нисский и Епифаний Кипрский.

Целью доклада Михаила Бернацкого на тему «Литературная традиция «Слова о том, что всегда надлежит держать в уме день исхода из жизни» Симеона Месопотамского» было изложение результатов исследования, проведенного при написании раздела для нового издания «Духовных слов и посланий. Собрание типа I» прп. Макария Египетского (Симеона Месопотамского), подготовленного А. Г. Дунаевым и иеромонахом Винсеном Дэпрэ (O.S.B); анализ рукописной и литературной традиции Слова, а также предпринятая автором подготовка критического издания греческого текста с учетом новых рукописей представляется актуальной задачей.

«Аскетическое учение святого Григория Синаита и его рецепция у славян» представлено в сообщении Марко Скарпа. Докладчиком было поставлен акцент на монашеской жизни, следующей таким «новым» указаниям, как техника молитвы. Согласно учению Святого Григория такой образ жизни является более предпочтительным, более коротким для воплощения в жизнь призвания, полученного при Крещении.

Заключительным докладом в работе секции было сообщение священника Димитрия Батреллоса на тему: «Понимание христианской жизни у святого Николая Кавасилы и его современное значение». Акцент в докладе ставится на понимании Кавасилой состояния людей до Крещения, из которого становится ясным то, что нехристиане не могут следовать Божиим заповедям. Поэтому, заключает докладчик, хотя заповеди Божии обязательны для всех, соблюдать их могут только христиане. Согласно Кавасиле центральное место в церковной жизни отводится ежедневному совершению литургии и частому участию в Евхаристии, что отличает его богословие от морализма.

Третий день работы конференции продлится в  рамках двух секций: «Аскетическое предание» и «Христианская нравственность и вызовы современной эпохи».


Другие публикации на портале:

Еще 9