Научная новизна исследования. Методологический анализ существующих теорий психологической защиты, сформировавшихся в русле современной естественнонаучной парадигмы человека как существа социально-природного и классической научной картины мира, выявил их ограниченность для изучения психологической защиты целостного человека, понимаемого в христианской антропологии и святоотеческой психологии как триединство духа, души и тела. Анализ психологической защиты личности с позиций христианской антропологии на основе изучения теоретических и эмпирических данных, полученных средствами психологической науки, и осмысления практического опыта, накопленного в духовной традиции христианства, позволил разработать теорию психологической защиты личности как целостного иерархического образования, включающего разные виды и элементы психологической защиты, как средства, помогающего человеку реализовать высшие цели и смыслы бытия в собственной жизни.
В рамках научного психологического дискурса концептуально осмыслен христианский практический опыт психологической защиты. Впервые выделен, описан и проанализирован новый вид защиты – духовно-нравственная защита, субъектом которой выступает человек христианской веры. Определены цель данной защиты, лежащие в ее основе духовно-нравственные ценности и установки, проанализированы конкретные методы и способы совладания с внешними стрессовыми ситуациями и внутренними факторами, угрожающими целостности психики человека и его Я. Показана конструктивная роль духовно- нравственной защиты в становлении и саморазвитии личности, обеспечении ее психологического здоровья.
Концептуальная новизна исследования заключается в расширении содержания понятий «психологическая защита», «духовность», «психологическое здоровье личности» за счет интеграции в них знаний, представлений и практического опыта, накопленных в христианской антропологии и святоотеческой психологии.
В контексте христианского учения о человеке были выделены основные компоненты подсознательной психологической защиты, реконструирована и осмыслена феноменология защитных механизмов в различных сферах жизнедеятельности человека, что позволило сформировать иное понимание ее сущности, функций, роли в развитии личности.
На основе изучения представлений и идей о психологическом здоровье в научной психологии, медицине, христианской антропологии разработана модель здоровья личности как целостного многомерного духовнопсихологического и психофизического феномена.
Показано, что подсознательная психологическая защита, ограждая человека от осознания негативных духовно-нравственных свойств и состояний, не только препятствует его личностному росту, в том числе самопознанию и духовному становлению, но и приводит к нарушениям его духовнопсихологического и психофизического здоровья, представляет реальную опасность для целостности его психики и Я.
Проведенное исследование показало, что преодоление деструктивной и формирование конструктивной психологической защиты происходит в русле личностного развития человека, вектор которого направлен на поиск высших смыслов бытия, вечных духовных ценностей, осознание своего места и предназначения в мире, их реализацию в собственной жизни. Непременным условием такого развития выступает осознание себя как духовного существа, субъекта развития и саморазвития, а также деятельность человека по осмыслению, преобразованию собственной жизни, пробуждению своего духовного Я, изживанию в себе негативных духовно-нравственных свойств и состояний, духовному возрастанию.
Научно-теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты и выводы расширяют понимание психической реальности человека как объекта психологического исследования и являются вкладом в психологию личности, духовности и здоровья, психотерапию, в святоотеческую психологию. В работе решена фундаментальная теоретическая задача построения теории психологической защиты личности с учетом практического опыта христианской духовной традиции, что является значимым для теорий психотерапии и психологической защиты. Применение христианского учения о человеке открывает новые возможности и перспективы в понимании процессов становления личности, особенностей ее самореализации, обретения духовно-психологического здоровья, адаптации и функционирования в стрессовых ситуациях. Теоретические выводы могут быть использованы для дальнейших научных изысканий в этих областях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть реализованы в психологической, педагогической, психотерапевтической практике. Материалы диссертации могут широко использоваться при подготовке лекционных курсов и практических семинаров по психологии, философии, культурологии, религиоведению, в процессе их преподавания в вузах. Они также имеют практическую ценность для каждого человека в повседневной жизни. Непосредственно затрагивая экзистенционально значимые сферы его жизнедеятельности – здоровье, личностный рост, адаптацию в социуме, – они предоставляют конкретный материал для нравственного совершенствования и саморазвития личности, заставляя человека задуматься о самом себе, о вечных ценностях и смысле жизни, помогают понять свое предназначение.