Джон Капуто — американский философ и бывший профессор религии Сиракузского университета, один из ярких мыслителей, работающих в пространстве континентальной философии и постмодернистской теологии. Работа «Крест и космос: теология трудной славы» является продолжением его богословской трилогии «Слабость Бога» (2006)[1], «Настойчивость Бога» (2013)[2] и «Глупость Бога» (2015)[3], поэтому для лучшего понимания теологических идей Капуто читателю рекомендуется ознакомиться с его предыдущими текстами.
Свою академическую карьеру Капуто начинает с исследований, посвящённых Хайдеггеру и герменевтике. Однако уже в этих работах можно проследить его интерес к религии, который впоследствии приобретёт черты оригинальной теологической концепции, известной как слабая теология. Наибольшее влияние на его творчество оказал деконструктивистский проект французского философа Жака Деррида. Стоит также отметить, что в текстах, посвящённых теологии, Капуто отказывается от привычного академического языка в пользу риторических обобщений, зачастую лишённых аргументативной строгости. Или, как отмечает С. Коначева, русскоязычная исследовательница постметафизического мышления, «в слабой теологии логическое ослабляется до паралогического, или точнее, логическое в теологическом вытесняется поэтическим»[4]. То есть теологические работы Капуто насыщены метафорами, игрой слов и другими поэтическими приёмами.
Книга «Крест и космос» состоит из двух частей. В первой части, «Крест», Капуто берёт за отправную точку своих рассуждений слова апостола Павла из первого послания к Коринфянам о кресте как о слабости и «теологию креста» Мартина Лютера, которая противопоставляется «теологии славы». С точки зрения Капуто, идеи Павла и Лютера привязаны к метафизическому мышлению, которое он от работы к работе пытается преодолеть. И для апостола Павла, и для Лютера, как утверждает Капуто, наш нынешний крест ничто по сравнению с вечной славой. Капуто видит здесь своего рода отчуждение от фактичности жизни со всеми её трудностями. Крестные страдания для Капуто в первую очередь являются образом сострадания и символом, побуждающим к нашей солидарности с угнетёнными. Таким образом, распятие становится осуждением политического угнетения слабых. Поэтому Капуто критикует любые попытки представить крестные страдания как указание на внутреннее самоочищение. В своей рефлексии относительно политического значения креста Капуто опирается на теологию освобождения и чёрную теологию Мартина Лютера Кинга. Также в первой части книги Капуто критикует представление о Боге как о сверхъестественной сущности. Для него Бог — это имя события (event), которое призывает нас к справедливости. Капуто предлагает взять ответственность за происходящее в мире, и, следовательно, крест как символ требует от нас активного приближения царства Божьего, царства справедливости.
Во второй части книги, «Космос», Капуто осмысляет творение в контексте крестных страданий. Он утверждает, что богословие креста — это богословие творения. В этой части Капуто развивает свою радикальную апофатику, обращаясь к метафоре «облака анонимности», которую предложила теолог К. Келлер. Здесь стоит отметить, что апофатическая теология Капуто исключает попытки мыслить Бога за пределами бытия, как, например, это делает известный католический богослов и философ Жан-Люк Марион. Фирменное заявление Капуто звучит следующим образом: Бог не существует, он настаивает (God does not exist but God insists). Зов Бога, согласно Капуто, анонимен, и мы никогда не можем сказать о нём что-либо позитивное. Также Капуто вместо метафизического традиционного богословия предлагает посттеистическую теологическую модель. В заключительных главах второй части Капуто пишет о трудной славе теологии креста, которая интерпретируется как внимательное отношение к трудностям нашего бытия, характеризующегося темпоральностью и смертностью, в том числе и на космическом уровне.
Очевидно, что идеи, изложенные в книге «Крест и космос», вызовут критику со стороны приверженцев традиционного богословия, которые, как правило, работают в строго конфессиональных рамках. Зачастую эта критика будет оправданной, так как теологические идеи, предложенные Капуто, слишком радикальны и идут вразрез с христианской богословской традицией. Читателю настоящей книги необходимо понимать, что он имеет дело с философской теологией, зачастую выходящей за границы святоотеческой богословской мысли, и соблюдать критическую дистанцию по отношению к теологическим концепциям Капуто. «Крест и космос» лучше всего прочитывать как очередной вызов, провокацию со стороны постмодернистского внеконфессионального богословия.
[1] Caputo J. D. The weakness of God: A theology of the event. Indiana University Press, 2006.
[2] Caputo J. D. The insistence of God: A theology of perhaps. Indiana University Press, 2013.
[3] Caputo J. D. The Folly of God: A Theology of the Unconditional. Polebridge Press, 2015.
[4] Коначева С. А. Крест и слава в постметафизической перспективе // Философия религии: аналитические исследования. 2021. №1. С. 168.