Социальные аспекты магистериума Пия XII о семье и браке в контексте Второй мировой войны
Статья иеромонаха Сергия (Барабанова) посвящена специфике папского магистериума Пия XII о семье и браке в период Второй мировой войны. Данная тема ранее не затрагивалась ни отечественной светской историографией, ни русской богословской наукой. В то же время, будучи неотъемлемым элементом социально-политической доктрины Римской Церкви, анализируемое в статье учительство о браке как о сакральном и нерасторжимом союзе мужчины и женщины стало ответом на расцерковление общества и вмешательство светской власти в сферу церковных интересов. В связи с тем, что в настоящее время традиционный взгляд на брак, подвергающийся усиленным нападкам западной постхристианской цивилизации, начал пересматриваться даже высшим руководством Ватикана, описанная в статье проблематика дает возможность более объективно оценить вклад Пия XII в формирование католического учения о семье и браке и осознать масштабы изменений этой прежде незыблемой для католицизма доктрины в современной истории Римской Церкви. Отдельной стороной исследования является анализ устных обращений, проповедей и частных выступлений данного папы в 1939–1945 гг.
Статья

Из девяти понтификатов XX в. правление Пия XII, продолжавшееся 19 лет (с 1939 по 1958 гг.), совпало с самыми трагическими событиями истории современного человечества. Вторая мировая война, отмеченная глубочайшим социальным кризисом и гибелью миллионов людей, политический раздел Европы[1], послевоенная разруха и ряд тоталитарных режимов, с которыми Римская Церковь пыталась наладить контакты ради сохранения своих канонических структур, породили множество противоречивых оценок его понтификата.

Стоит отметить, что для отечественного читателя основным источником информации о папе Пачелли долгие годы являлась атеистическая литература, представлявшая Пия XII, известного своими антикоммунистическими высказываниями, в самом отрицательном свете[2]. Его персона стала объектом заслуженной критики и православных богословов[3]. Однако черты его политики в очень сложное для Римской Церкви время и его взгляды на традиционные христианские ценности заслуживают отдельного внимания, что подтверждается интересом к изучению его наследия современными западными теологами и историками[4].

В данной статье мы коснемся вопроса, прежде не затрагивавшегося отечественной наукой. Он связан с оценкой вклада Пия XII в формирование католического учения о семье и браке в контексте социально-политических реформ Римской Церкви первой половины XX в. и влияния на это учение военных событий 1939–1945 гг. Это позволит более объективно взглянуть на фигуру этого понтифика как на сторонника и защитника традиционных семейных отношений, взгляды которого на брак не изменили ни ход войны, ни общественные изменения, ни сложные отношения со светской политической элитой разных стран.

В контексте последних решений папы Франциска, отличающегося либеральными взглядами на однополые семейные «ценности», консервативная позиция Пия XII заслуживает самой пристальной оценки как доказательство того, что «многие аспекты христианской истории и теологии православия и католицизма имеют общие истоки»[5].

Кроме этого папский магистериум о семье и браке, тесно связанный с католической мариологией и почитанием Святого Семейства, являлся универсальным духовным ориентиром, оказывая умиротворяющее действие на общество, раздираемое военным конфликтом. Поэтому Пий XII, как и ряд его предшественников, проявлял особое внимание к его популяризации. Отдельно стоит отметить усилия этого папы по освоению средств связи — «чудесного изобретения.., охватывающего весь человеческий род»[6], так как с помощью радио его учение приобрело невиданный размах и преимущественно аутентичный характер.

Кроме этого папа приложил немало сил для формирования общественной роли и активной гражданской позиции женщин-католичек, что стало ответом Ватикана на распространение идей эмансипации, которым симпатизировали и фашисты, и коммунисты, враждовавшие друг с другом.

В противовес секулярным тенденциям Пий XII не только благословлял деятельность женских католических лиг и международные съезды активисток этого движения, но и призывал их, не пренебрегая браком и материнством, выйти за пределы «христианской жизни дома», так как от этого «во многом будет зависеть духовная температура семьи, а значит, и ее нравственная и религиозная жизнь»[7].

Оценивая важность христианского брака в сохранении порядка в человеческом социуме[8], данный папа понимал, что общественная активность женщин, более религиозных, чем мужчины, принесет немалую пользу Римской Церкви в условиях противостояния тоталитарным номенклатурам и антиклерикальным порядкам[9]. Эти убеждения стали основой учительства Пия XII в интересующей нас области социального католицизма, приверженцем которого являлся Лев XIII и еще три предшественника папы Пачелли — Пий X, Бенедикт XV и Пий XI.

С началом открытых военных действий в сентябре 1939 г. тема семьи зазвучала еще острее. Так, в первой же энциклике Пия XII Summi pontificates, опубликованной через два месяца после начала оккупации Польши, папа писал, что «переживания… и испытания нынешнего часа… обостряют и очищают чувство общности католической семьи до такой степени, которую редко можно испытать»[10].

Во второй энциклике, опубликованной через 10 дней после первой и адресованной североамериканским католикам, папа вновь вернулся к теме семьи: «Что может быть безмятежнее и счастливее на земле, чем христианская семья? <…> Там дети считаются не тяжким бременем, а сладким даром». Они «считают своим долгом почтить своих родителей, потакать их желаниям, поддержать их в старости… осчастливить их седые волосы любовью, которая не угасает с их смертью…»[11].

Через два месяца «наместник Князя мира на земле» вновь написал письмо в США, но адресованное уже Рузвельту. Благодаря президента за рождественское поздравление 1939 г., папа отметил, что на фоне «мучительной тревоги и горечи народов, охваченных водоворотом войны», страдает институт семьи, разрушение которого прямо пропорционально расширению линии фронта и количеству погибших[12].

Отдельное внимание понтифика в это время также было уделено теме нерушимости христианского брака, ассоциировавшейся с защитой нематериальной составляющей прав католиков. Как и в прежние понтификаты, Пий XII назвал этот вопрос основным пунктом католической доктрины, имеющим «действенную силу для прочной семейной структуры… и… цивилизации», страдающей от кровопролития. Называя разводы злом, он призвал минимизировать число расторжения браков, бывших, по мнению Пия XII, следствием «разложения обычаев»[13].

В контексте этой болевой точки могут быть интересны инструкции понтифика к аудиторам Sacra Rota Romana[14], как тогда, так и сейчас занимающихся бракоразводными делами. Требуя от церковных юристов всех уровней педантичного отношения к показаниям сторон и к заключениям экспертов, чтобы «выявить возможные фальсификации», папа красноречиво назвал эту судебно-каноническую структуру Римской Церкви «хранительницей и поборницей нерасторжимости брака», неоднозначно показывая, что даже при обоснованных причинах получить развод будет непросто. Отсюда можно сделать вывод, что «Священной роте» отводилось не столько ведение бракоразводных дел, считавшихся крайней мерой, сколько предотвращение «нарушения благословенного ложа», в котором Бог «положил источник умножения человеческого рода»[15].

Подчеркивая свою консервативность по вопросу вневременного характера супружеского союза, даже расторгнутого светской властью, Пий XII неоднократно обращался к служащим этого трибунала в течение войны. В очередном обращении (3 октября 1941 г.) он отметил, что Римская Церковь не может заблуждаться и «никогда… не меняет своего пути» в вопросах «святости и прочности брака»[16]. Еще ярче развив мысли о его нерасторжимости, папа потребовал «верно интерпретировать нормы права», подразумевая, что канонический развод может быть дан только Церковью, являющейся божественным установлением: лишь Бог сочетает супругов в нерасторжимое целое (Мф.19,6), поэтому только Он посредством Церкви и может расторгнуть их связь. По этой причине, как заключал Пий XII, светские разводы не могут быть признаны Церковью легитимными. Здесь уместно отметить, что девизом и руководством к действиям в данной области стал принцип salus animarum suprema lex[17], объявленный «высшей нормой» судебной власти Римского престола при расторжении браков[18].

В то же время данный папа акцентировал внимание на «деликатных и часто очень сложных» психосоматических расстройствах, по всей видимости, становившихся все более частым поводом для разводов в связи с военным временем, провоцировавшим развитие психических болезней[19].

Все же принципиальное отношение, предполагавшее обязательное наличие медицинского заключения, через год было прокомментировано понтификом с иной позиции. Так, в новом руководстве к Rota Romana (1 октября 1942 г.) он писал, что в случае отсутствия абсолютного доказательства будет достаточно «уверенности моральной», которая, однако, исключала бы возможные сомнения в истинности факта. Показывая определенную каноническую гибкость по отношению к такой категории разводящихся, папа писал, что церковным судьям в столь сложных для вынесения решения делах необходимо избегать юридического формализма и ненужных задержек, которые бы стали чрезмерным бременем как для судьи, так и для сторон[20].

Через два года, в новом послании к трибуналу Священной Римской роты (2 октября 1944 г.) Пий XII отметил, что брачный договор «…определен не человеческой волей, а Богом», поэтому в бракоразводных процессах не должно быть «лжесвидетельства, подкупа или мошенничества», по всей видимости, практиковавшихся в этой сфере, слухи о чем доходили до папы.

По данному поводу было отмечено, что судья несет не только личную ответственность за приговор, но должен выступать дефенсором брака, так как у адвоката и у прокурора Священной роты, в отличие от светского суда, совершенно одинаковые цели: в церковном судопроизводстве его отдельные участники должны преследовать «единство… действия», выражающееся в заботе «о здоровье душ» супругов, так как церковное судопроизводство имеет свой особый характер в связи с божественным происхождением Церкви. Поэтому мнение, согласно которому идеал церковной юридической практики должен состоять в «возможно большем ее уподоблении… с гражданским судебным строем», глубоко ошибочен. В то же время церковный суд может воспользоваться прогрессом светской юридической науки[21].

Помимо минимизации разводов для укрепления церковного брака в трудное для его сохранения военное время понтификом использовались и чисто религиозные методы. Например, актуализация молитвенных практик и внимания паствы на жизни католических святых[22].

Пий XII, как и его предшественник Лев XIII, неоднократно подчеркивал и социальную значимость церковного брака, способствовавшего устойчивости светской политической системы. Так, в радиообращении на Пятидесятницу 1941 г., когда отмечалось 50-летие энциклики Льва XIII Rerum novarum, вновь был поднят вопрос о государственной поддержке как права на «истинное поклонение Богу», так и полезного для общественной стабильности права «на ведение… семейной жизни», поскольку в браке находится «естественный и плодотворный корень величия и могущества» нации. В связи с этим политической власти рекомендовалось защитить частную собственность, благодаря которой семья имеет регулярный источник существования, необходимый ей для физического и духовного благополучия. В контексте этого весьма интересны и призывы Пия XII уважать право семьи на жилплощадь, что по мысли понтифика помогло бы преодолеть перенаселение отдельных стран и эмиграционный кризис, напрямую связанный с массовым проникновением в христианские страны представителей других религий[23].

Подобные мысли были высказаны Пием XII и в радиообращении по случаю 25-летия своей епископской ординации (13 мая 1942 г.), в котором опять была поднята тема войны как физического, морального и экономического уничтожителя института брака: «Семья священна, это колыбель не только детей, но и нации, ее силы и славы»[24].

Призывая воюющие стороны не рассматривать брак лишь как ресурсную базу для солдат, Пий XII провозгласил довольно интересный лозунг: «Верните семью к ее делу мира»[25], позиционировав папский брачный магистериум как нравственно-этический и религиозный фактор примирения враждующих сторон.

Спустя пять месяцев, в послании к участникам VI Национального евхаристического конгресса в Бразилии в духе антимилитаризма Пий XII вновь писал о христианском браке, но как о ресурсной базе для будущих священнослужителей. По данному поводу он отметил, что как должна быть счастлива та семья, «из которой Христос выбирает одного или более из сыновей... чтобы освятить их в таинстве священства»[26].

Будучи сторонником традиционных семейных ценностей, 20 сентября 1942 г., в обращении к участникам «Католического действия» папа выразил удовлетворение, что в провинции все еще можно встретить патриархальные семьи с глубоким почитанием родителей, говоря, что именно из них «родина черпает свои силы… сплоченность и энергию». А если на «горизонте» такой семьи «сияет Солнце мира… Христос», то и отец семейства будет для своих детей излучать «свет религиозной мудрости и нежного милосердия» и станет примером, который «привлекает и воодушевляет»[27].

Отдельным примером аутентичного учительства Пия XII о браке стало его радиообращение в Рождественский сочельник 1942 г. Основной его мыслью был постулат о Боге как первопричине первого семейного общества — «источника народов и наций»[28] и конечной основе всей индивидуальной и общественной жизни.

Так как достоинство человека зависит и от права пользования материальными ресурсами, «рабочий, который является или будет отцом семейства», должен иметь экономическую независимость, обеспечивающую ему материальное поддержание семьи и право на честный труд, религиозное образование, «публичное поклонение Богу» и возможность участвовать в церковной благотворительности. Исходя из этого, папа вновь призвал «подумать об обеспечении каждой семьи очагом» и о работе мужчин без трудовой эмиграции[29].

Человек, как писал Пий XII в самый разгар военных событий 1943 г., не может рассматриваться лишь как совокупность физико-химических процессов и компонентов[30], в связи с чем необходимо пробуждать благочестивый обычай общей молитвы в семье. Особенно подчеркивалось значение молитвы матери как видимого выражения надежды на спасение ее детей в военных опасностях и в духовных соблазнах.

Особую роль в укреплении этой благочестивой практики, по мысли Пия XII, имело неукоснительное посещение всей семьей воскресного богослужения — «центра христианской жизни… и добродетельного постоянства духа». В контексте этих размышлений уместно привести цитату из великопостного послания этого папы приходам Рима (13 мая 1943 г.), отражающую, как это ни удивительно, несмотря на прошедшие 80 лет, проблемы и современного российского православного общества: «Воскресенье должно быть днем телесного покоя и духовного возвышения, а не днем спортивных излишеств и чрезмерных увеселений и отдыха — всего того, что утомляет и отвлекает больше, чем работа в будни, и не ведет к Богу, а скорее отдаляет от Него»[31].

Говоря о том, что день Господень должен быть временем, объединяющим семью, днем духовного чтения и благоговейной молитвы, «а не распутства», папа сетовал, что храмы почти лишены мужчин, призывая их с благочестием «участвовать в Святой Жертве» Евхаристии[32]. Учитывая, что данные слова актуальны не только для аудитории Римской Церкви, изучение магистериального наследия Пия XII может быть интересно и отечественному теологу, так как способно расширить наш кругозор и в определенной мере поколебать ряд стереотипов, связанных «с присущим православной стороне недоверием к западной духовно-религиозной практике в целом»[33].

Также интересно отметить, что, согласно Пию XII, особую опасность для христианской семьи представляли светская культура и неконтролируемый научно-технический прогресс, в которых понтифик видел тройную опасность для будущих супруг и матерей. В первую очередь для девочек, так как под влиянием этих факторов с раннего возраста они проявляют «независимость от всякого подчинения» и «свободу без ограничений», а по мере взросления приобретают свой гражданский статус «потерей… невинности и чистоты». Все это в совокупности приводит к тому, что «силы природы… для последующего создания семьи… растрачиваются в удовольствиях и вине»[34].

Пий XII в течение войны довольно смело публично обсуждал эти деликатные проблемы, констатируя, что распутная жизнь до замужества препятствует сохранению супружеской верности в браке. Поэтому для обеспечения прочности христианской семьи папа требовал не только объяснять супругам смысл христианского брака и их обязанности, но и через религиозное образование формировать у молодежи «живую веру и моральную чистоту», так как это крайне важно для будущей супруги и матери в трудном деле строительства семьи и в противостоянии власти моды[35].

Отдельные коррективы в изучаемый нами магистериум внесли перелом войны и усиление веса коммунистов[36]. Так, нарастание призывов к классовой борьбе и уничтожению частной собственности, являющейся залогом стабильности семьи, заставили папу еще чаще заговорить об угрозе революции, которая «превратит рабочих в гигантскую рабочую машину»[37].

Дело в том, что рассредоточение католиков по странам с разными политическими режимами определили и политический вектор данного папы, так как Пий XII не делал ставку ни на одну из форм идеологий, склоняясь в пользу демократии и воспринимая коммунизм как врага христианской цивилизации. На фоне этого Католическая Церковь даже тоталитарные режимы воспринимала «как субъекты, которые можно ориентировать на менее враждебное направление развития»[38].

В контексте этой парадигмы идеал христианской семьи приобретал свое особое значение. Особая роль в это время отводилась и образу молящейся матери, глубоко укорененному в специфике католической мариологии и неоднократно употреблявшемуся Пием XII в своих обращениях и ранее: «Блаженны те, кто слушает глас молящихся матерей, давших жизнь своим детям, чтобы они могли возрастать в вере… а не убивать и быть убитыми…»[39].

Подводя итоги, несколько слов стоит сказать и о генеральных аудиенциях в Ватикане, данных Пием XII в 1939–1943 гг., так как на них интересующий нас магистериум проявился не менее ярко. Так как объем выступлений папы на этих публичных мероприятиях слишком значителен и может составлять отдельную тему для исследования, приведем лишь наиболее характерные примеры[40].

Так, во время первой встречи с молодоженами 26 апреля 1939 г. только что избранный понтифик отметил, что как «Божественный создатель таинства брака <…> обогатил свой мистический брак с Церковью драгоценными камнями божественной милости», так «Он с удовольствием обогатил таинство брака и невыразимыми дарами», состоящими в «послушании семейной верности» и в мудром воспитании детей[41].

Буквально через неделю папа вновь рассуждал на ту же тему, выразив мысль, что «в Кане Христос Своим божественным взором обнимал… детей Своей будущей Церкви», благословляя этим все последующие союзы и «накапливал… сокровища благодати, которые с великим таинством брака… Он… излил на христианских супругах»[42].

В ноябре того же года папа заговорил об обязанностях молодоженов, подчеркивая, что до брака они беспечно жили под отцовской крышей и родители «обеспечивали им место… за… столом». Предложив новобрачным проснуться от «сладкого сна», он отметил, что ежедневная реальность говорит о новых приоритетах в жизни семьи, так как супруги объединились перед алтарем не только, «чтобы облегчить бремя друг другу», а ради сотрудничества «с Самим Богом в продолжении его творческой… работы»[43].

В речи к новобрачным, произнесенной 3 января 1940 г., папа опять призывал не воздерживаться от рождения детей, чтобы супружеские союзы, «незримо благословленные Богом и священной благодатью, получили видимое благословение плодовитости»[44].

Позже он потребовал от молодоженов «с самого начала» избегать неполноценного воспитания своих детей и вполне ортодоксально заявил, что благодать таинства брака не может «действовать… автоматически, если вы не будете… воспитывать ее в себе»[45].

Интересно отметить, что последний пример папского учительства о христианском браке на генеральных аудиенциях в Ватикане пришелся на май 1943 г. — незадолго до падения итальянского фашизма. Однако имеется ли между этими двумя событиями связь, сказать довольно трудно. Как бы то ни было, после аудиенции 12 мая 1943 г. тема папских обращений больше не затрагивала интересующей нас проблематики, хотя магистериум Пия XII по вопросам семьи и брака также продолжил формироваться и дальше как в многочисленных речах[46], письмах[47], motu proprio[48] и «апостольских увещаниях»[49] этого папы, так и в энцикликах[50] и даже в составленных Пием XII молитвах[51].

Это факт свидетельствует о важной роли, которая отводилась учению о традиционных семейных отношениях, являющихся фундаментом всей христианской цивилизации, испытывающей глубочайший семейный кризис на современном этапе своего бытия. К сожалению, анализ развития «безошибочного» папского магистериума в новейшей истории католицизма позволяет сделать вывод о том, что нынешний понтифик, объявляющий свои искаженные идеи о семье и браке богооткровенной истиной, является живым примером зависимости Римской Церкви от теории догматического развития.

 

Источники

  1. Ad una imponente rappresentanza dei lavoratori d`Italia. 13 giugno 1943 // Enchiridion della famiglia e della vita. Citta del Vaticano, 2014. pp. 475–485.
  2. Ai parroci ai quaresimalisti di Roma. Sabato, 13 marzo 1943 // Enchiridion della famiglia e della vita. Citta del Vaticano, 2014. pp. 458–461.
  3. Al Tribunale della Sacra Romana Rota. 1 ottobre 1940 // Enchiridion della famiglia e della vita. Citta del Vaticano, 2014. pp. 420–423.
  4. Al Tribunale della Sacra Romana Rota. 3 ottobre 1941 // Enchiridion della famiglia e della vita. Citta del Vaticano, 2014. pp. 431–437.
  5. Al Tribunale della Sacra Romana Rota. 1 ottobre 1942 // Enchiridion della famiglia e della vita. Citta del Vaticano, 2014. pp. 446–452.
  6. Al Tribunale della Sacra Romana Rota. 2 ottobre 1944 // Enchiridion della famiglia e della vita. Citta del Vaticano, 2014. pp. 490–501.
  7. Aspetti della nuova vita. Udienza generale, mercoledi, 24 gennaio 1940 URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/audiences/1939/documents/hf_p-xii_aud_19400124.html (дата обращения: 13.02.2024).
  8. Discorso alla guardia nobile Pontificia. Sala del Trono – 26 dicembre 1939 URL: https://vatican.va/content/pius-xii/speeches/1939/documents/hf_p-xii_spe_19391226_guardia-nobile-pontificia.html (дата обращения: 29.11.2023).
  9. Discours aux delegations de l`union international des ligues feminines catholiques. 14 avril 1939 // Enchiridion della famiglia e della vita. Citta del Vaticano, 2014. P. 413.
  10. Discorso di Sua Santita Pio XII Sui patroni d`Italia Santa Caterina da Siena e San Francesco d`Assisi. Domenica, 5 maggio 1940. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1940/documents/hf_p-xii_spe_19400505_ammirevole-spettacolo.html (дата обращения: 29.01.2024).
  11. Discorso di sua Santita Pio XII agli uomini di Azione Catholica. Domenica, 20 settembre 1942. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1942/documents/hf_p-xii_spe_19420920_uomini-azione-cattolica.html (дата обращения: 31.01.2024).
  12. Discorco di sua Santita Pio XII per l`inaugurazione del VII anno della pontificia Academia delle science. Domenica, 23 febbraio 1943. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1943/documents/hf_p-xii_spe_19430221_accademia-science.html (дата обращения: 02.02.2024).
  13. In occasione del 75 della pia Unione delle Figlie di Maria. 25 ottobre 1942 // Enchiridion della famiglia e della vita. Citta del Vaticano, 2014. P. 453.
  14. In Sanctificatore delle nozze. Udienza generale, mercoledi, 3 maggio 1939 URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/audiences/1939/documents/hf_p-xii_aud_19390503.html (дата обращения: 13.02.2024).
  15. La prima udienza agli sposi di Sua Santita Pio XII. Mercoledi, 26 aprile 1939. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/audiences/1939/documents/hf_p-xii_aud_19390426.html (дата обращения: 12.02.2024).
  16. Lettera de Sua Santita Pio XII al president degli Stati Uniti, Franclin Delano Roosevelt in occasione della nomina di un ambasciatore straordinario presso la Santa Sede. 7 gennaio 1940. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/letters/documents/hf_p-xii_lett_19400107_memorable-message.html (дата обращения: 29.11.2023).
  17. Le sel de chaque Jurnee. 9 dicembre 1941 // Enchiridion della famiglia e della vita. Citta del Vaticano, 2014. P. 438.
  18. Nel XXV della gioventu femminile di azione cattolica italiana. 24 aprile 1943 // Enchiridion della famiglia e della vita. Citta del Vaticano, 2014. Pp. 462–474.
  19. Presso la culla del Re Divino. Udienza generale, mercoledi, 3 gennaio 1940 URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/audiences/1939/documents/hf_p-xii_aud_19400103.html (дата обращения: 13.02.2024).
  20. Radiomessagio di Sua Santita Pio XII. Pentecoste 1941. Nel 50 anniversario della «Rerum novarum» 1 giugno 1941. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1941/documents/hf_p-xii_spe_19410601_radiomessagio-pentecost.html (дата обращения: 29.01.2024).
  21. Radiomessagio di Sua Santita Pio XII per il XXV della consacrazione episcopale del Santo Padre. 13 maggio 1942. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1942/documents/hf_p-xii_spe_19420513_consacrazione-epescopale.html (дата обращения: 30.01.2024).
  22. Radiomensagem por ocasiao do VI Congresso Eucaristico nasional do Brasil. 7 de setembro de 1942. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1942/documents/hf_p-xii_spe_19420907_radiomessage-brasile.html (дата обращения: 30.01.2024).
  23. Radiomessagio di sua Santita Pio XII alla vigilia del Santo Natale. Giovedi, 24 dicembre 1942. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1942/documents/hf_p-xii_spe_19421224_radiomessage-christmas.html (дата обращения: 31.01.2024).
  24. Radiomessagio di Sua Santita Pio XII nel IV anniversario dell`inizio della Guerra mondiale. Mercoledi, 1 settembre 1943. URL: https://vatican.va/content/piusxii/it/speeches/1943/documents/hf_p-xii_spe_19430901_iv-anniv-guerra.html (дата обращения: 02.02.2024).
  25. Radiomessagio di sua Santita Pio XII ai popoli del mondo intero. Venerdi, 24 dicembre 1943. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1943/documents/hf_p-xii_spe_19431224_radiom-natalizio-popoli.html (дата обращения: 01.02.2024).
  26. Sacra alleanza. Udienza generale, mercoledi, 8 novembre 1939 URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/audiences/1939/documents/hf_p-xii_aud_19391108.html (дата обращения: 13.02.2024).
  27. Sertum laetitiae. Anno CL vertente ab ecclesiastica hierarchia constituta in Foederatis Americae Civitatibus. d. 1 novembris 1939 // Enchiridion delle Encicliche.V.6, Pio XII (1939 – 1958). Bologna, 2002. pp. 82 – 107.
  28. Summi pontificates. De summi pontificates munere sibi concredito. d. 20 octobris 1939 // Enchiridion delle Encicliche.V.6, Pio XII (1939 – 1958). Bologna, 2002. Pp. 10–81.

Литература

  1. Лопес Ильяна Франсиско. Брак, раздельное проживание супругов, развод и совесть // Лексикон. Дискуссионные темы и неоднозначные термины в сфере семьи, жизни и этики. Папский Совет по делам семьи. М., изд-во францисканцев. 2009. С. 69–85.
  2. Сардарян Г. Т. Католическая политическая доктрина в эпоху мировых войн // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 6 (57). С. 20–39. DOI 10.24833/2071-8160-2017-6-57-20-39.
  3. Сергий (Барабанов), иером. Канонизация святых в понтификат Льва XIII как способ выражения социально-политической доктрины Римско-Католической Церкви // Христианское чтение, № 4, 2022, СПб. DOI: 10.47132/1814-5574_2022_4116. С. 116–127.
  4. Torresani Alberto. Storia dei papi del Novecento. Da Leone XIII a Papa Francesco. Milano, 2019.

 

[1] Как отмечает современный итальянский исследователь папства Альберто Торресани, после окончания Второй мировой войны Римская Церковь столкнулась с последствиями экономического и политического ослабления Европы, оказавшись между «двух блоков во главе со сверхдержавами США и СССР». Противостоя распространению коммунизма, Ватикан был втянут в крупномасштабную политическую кампанию в рамках плана ERP (Программы европейской реконструкции) и альянса НАТО, «которому противостояли коммунисты, выступавшие против Варшавского договора» (Torresani Alberto. Storia dei papi del Novecento. Da Leone XIII a Papa Francesco. Milano, 2019. P. 113).

[2] Папе хорошо было известно о религиозных гонениях в СССР. Основным поводом для критики понтификата Пия XII со стороны коммунистов являлось отлучение им от Римской Церкви всех, кто активно способствовал распространению и укреплению коммунистической идеологии, отличительной чертой которой, как известно, является воинствующий атеизм. Советская атеистическая литература обвиняла Пия XII в молчаливой поддержке холокоста и в связях с фашизмом. Также стоит отметить широко тиражировавшиеся, в том числе и в советской прессе, скандальные обстоятельства кончины и погребения этого папы в 1959 г.

[3] Речь идет о провозглашенном Пием XII 1 ноября 1950 г. догмате о телесном вознесении Девы Марии в небесную славу, который подвергся заслуженной критике православных богословов. Кроме того, Пий XII, отличавшийся известной долей мистицизма и приверженностью марианохристианству, посвятил Россию «непорочному сердцу» Девы Марии.

[4] Среди зарубежных современных исследователей понтификата Пия XII заслуживают внимание Davide Spinelli, Vicente Carcel Orti, Alberto Torresani, Karl Bihlmeyer, Hermann Tuechle и др. Необходимо отметить, что новую волну публикаций о папе Пачелли спровоцировало открытие его Ватиканских архивов произошедшее в марте 2020 г. с разрешения папы Франциска. Основная тематика этих публикаций связана с оценкой его церковной дипломатии и отношению к холокосту. На русском языке о Пие XII имеется лишь ряд энциклопедических статей биографического содержания, критика его мариологической концепции как продолжения догматических реформ, начатых Пием IX в 1854 г., а также ряд статей по внутренней и внешней политике его понтификата, например Г.Т. Сардаряна. Касательно интересующей нас темы по вопросам семьи и брака отдельных исследований не имеется.

[5] Сергий (Барабанов), иером. Канонизация святых в понтификат Льва XIII как способ выражения социально-политической доктрины Римско-Католической Церкви // Христианское чтение, №4, 2022, СПб. DOI: 10.47132/1814-5574_2022_4116. С. 118.

[6] Sertum laetitiae. Anno CL vertente ab ecclesiastica hierarchia constituta in Foederatis Americae Civitatibus. d. 1 novembris 1939 // Enchiridion delle Encicliche.V.6, Pio XII (1939 – 1958). Bologna, 2002. P. 95.

[7] Discours aux delegations de l`union international des ligues feminines catholiques. 14 avril 1939 // Enchiridion della famiglia e della vita. Citta del Vaticano, 2014. P. 413. В качестве еще одного примера обращения к девушкам и молодым женщинам «смело смотреть в будущее», стала речь Пия XII, произнесенная им 25 октября 1942 г. по случаю 75-летия основания Общества «Дочерей Марии», в которой он призвал их быть готовыми «перейти от тишины семьи…к святой и радостной, но…трудной жизни христианских жен и матерей» (In occasione del 75 della pia Unione delle Figlie di Maria. 25 ottobre 1942 // Enchiridion della famiglia… P. 453).

[8] «Порядок человеческого общества в основном покоится на семье» (Discorso alla guardia nobile Pontificia. Sala del Trono – 26 dicembre 1939. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/speeches/1939/documents/hf_p-xii_spe_19391226_guardia-nobile-pontificia.html (дата обращения: 29.11.2023).

[9] Понтификат Пия XII пришелся на период тоталитарных режимов: Франко в Испании, Муссолини в Италии, Гитлера в Германии, Сталина в СССР и т. д.

[10] Summi pontificates. De summi pontificates munere sibi concredito. d. 20 octobris 1939 // Enchiridion delle Encicliche… P. 19.

[11] Sertum laetitiae… P. 95.

[12] Lettera de Sua Santita Pio XII al president degli Stati Uniti, Franclin Delano Roosevelt in occasione della nomina di un ambasciatore straordinario presso la Santa Sede. 7 gennaio 1940. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/letters/documents/hf_p-xii_lett_19400107_memorable-message.html (дата обращения: 29.11.2023). Стоит отметить, что похожие мысли о войне были изложены в апостольском послании Пия XII «Pepinieres de vocation» от 23 ноября 1941 г.

[13] Sertum laetitiae… Pр. 97–99. Кроме того Пием XII не приветствовались и межконфессиональные союзы, в чем он выражал полную солидарность со своими предшественниками, строго следуя Кодексу канонического права Римской Церкви.

[14] Главный судебный орган Римской Церкви, обладающий статусом высшего апелляционного суда и являющийся старейшим каноническим институтом папства.

[15] Al Tribunale della Sacra Romana Rota. 1 ottobre 1940 // Enchiridion della famiglia… P. 422.

[16] Al Tribunale della Sacra Romana Rota. 3 ottobre 1941 // Enchiridion della famiglia… Pр. 432–433.

[17] Т. е. «безопасность людей – высший закон» (лат.).

[18] Al Tribunale della Sacra Romana Rota. 3 ottobre 1941 // Enchiridion della famiglia… Pр. 434–436. Касаясь многих нравственно-этических вопросов, связанных с процессом развода, папа регламентировал и роль судьи, определив, что по требованию сторон или «поборника правосудия можно прибегнуть к ординарному спорному процессу» (Лопес Ильяна Франсиско. Брак, раздельное проживание супругов, развод и совесть // Лексикон. Дискуссионные темы и неоднозначные термины в сфере семьи, жизни и этики. Папский Совет по делам семьи. М., изд-во францисканцев. 2009. С. 76).

[19] Ibid. P. 433.

[20] Al Tribunale della Sacra Romana Rota. 1 ottobre 1942 // Enchiridion della famiglia… Pp. 446–452.

[21] Al Tribunale della Sacra Romana Rota. 2 ottobre 1944 // Enchiridion della famiglia… P. 499.

[22] Так, 5 мая 1940 г. на воскресной понтификальной мессе в римской церкви Санта Мария сопра Минерва было указано на нравственный пример «бедняка из Ассизи», одетого в «украшенную славными прорехами одежду», который своей жизнью открыл «новый путь… восстановителям семейного и социального сосуществования» (Discorso di Sua Santita Pio XII Sui patroni d`Italia Santa Caterina da Siena e San Francesco d`Assisi. Domenica, 5 maggio 1940 URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1940/documents/hf_p-xii_spe_19400505_ammirevole-spettacolo.html (дата обращения: 29.01.2024). А 9 декабря 1941 г., во время торжественной канонизации основательницы монашеской конгрегации «Дочерей милосердия» Магдалины из Каноссы (1774-1835) Пий XII в очередной раз напомнил католическим парам, что супружеский союз – «это великое таинство, которое связывает их сердца и жизни», а религия как консолидирующий фактор есть «соль», без которой семейная жизнь «становится пресной… и без всякой тени надежды» (Le sel de chaque Jurnee. 9 dicembre 1941 // Enchiridion della famiglia… Р. 438).

[23] Radiomessagio di Sua Santita Pio XII. Pentecoste 1941. Nel 50 anniversario della «Rerum novarum» 1 giugno 1941. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1941/documents/hf_p-xii_spe_19410601_radiomessagio-pentecost.html (дата обращения: 29.01.2024).

[24] Radiomessagio di Sua Santita Pio XII per il XXV della consacrazione episcopale del Santo Padre. 13 maggio 1942. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1942/documents/hf_p-xii_spe_19420513_consacrazione-epescopale.html (дата обращения: 30.01.2024).

[25] Ibid.

[26] Radiomensagem por ocasiao do VI Congresso Eucaristico nasional do Brasil. 7 de setembro de 1942. URL: https:/vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1942/documents/hf_p-xii_spe_19420907_radiomessage-brasile.html (дата обращения: 30.01.2024). Отдельного внимания в контексте этих рассуждений также заслуживает обращение Пия XII по поводу 25-летия итальянской католической Ассоциации молодых итальянок (24 апреля 1943 г.), в котором он рассуждал о влиянии прочности брака и духовного настроя в семье на раскрытие религиозных призваний – довольно болезненной теме и для современного христианского мира. В ходе своего выступления папа особо хвалил родителей, дети которых наполняли семинарии, монастыри и религиозные конгрегации, так как именно традиционная христианская семья является источником тех, кто осознанно выбирает «церковное безбрачие и религиозное девство» во имя «торжества христианской цивилизации» (Nel XXV della gioventu femminile di azione cattolica italiana. 24 aprile 1943 // Enchiridion della famiglia… Р. 464). Отмечая особую роль матери в этом процессе, папа писал, что усиление роли женщины в мире через погружение в общественную жизнь и освоение прежде мужских профессий, как феномен социального процесса, являлся прогрессом огромной религиозной и нравственной важности, однако «абсолютное равенство мужчины и женщины основано на заблуждении» (Ibid. P. 468).

[27] Discorso di sua Santita Pio XII agli uomini di Azione Catholica. Domenica, 20 settembre 1942. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1942/documents/hf_p-xii_spe_19420920_uomini-azione-cattolica.html (дата обращения: 31.01.2024).

[28] Radiomessagio di sua Santita Pio XII alla vigilia del Santo Natale. Giovedi, 24 dicembre 1942. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1942/documents/hf_p-xii_spe_19421224_radiomessage-christmas.html (дата обращения: 31.01.2024).

[29] Речь идет о трудовой эмиграции европейцев в страны Северной Америки, отчего «отцы семейств и воспитатели детей были почти чужими в собственном доме» (Ibid.). Эти же мысли были повторены Пием XII через год, в Рождественском радиообращении 1943 г. «к народам всего мира», в котором понтифик отметил, что изматывающая нестабильность работы и жизни способствует распространению «яда похоти» и тем «отравляет священный источник жизни». Папа подчеркивал, что честный и стабильный труд, являющийся «даром Божиим», является залогом и материального, и духовного благосостояния семьи (Radiomessagio di sua Santita Pio XII ai popoli del mondo intero. Venerdi, 24 dicembre 1943. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1943/documents/hf_p-xii_spe_19431224_radiom-natalizio-popoli.html (дата обращения: 01.02.2024). Образно призывая работников подойти к рождественскому вертепу, где «по неизреченному замыслу вы найдете только простых работников: Деву Марию – Мать рабочего семейства, Иосифа… пастухов и волхвов – работников труда, молитвы и мысли» (Ibid.), он употреблял уже проверенные временем методы, которые часто использовал его предшественник по папству Лев XIII (подробнее об этом: Сергий (Барабанов), иером. Особенности католической мариологии в контексте социальной политики понтификата Льва XIII // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии, №43, Екатеринбург, 2023. С. 51–59. DOI: 10.24412/2224-5391-2023-43-51-69).

[30] Discorco di sua Santita Pio XII per l`inaugurazione del VII anno della pontificia Academia delle science. Domenica, 23 febbraio 1943. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1943/documents/hf_p-xii_spe_19430221_accademia-science.html (дата обращения: 02.02.2024).

[31] Ai parroci ai quaresimalisti di Roma. Sabato, 13 marzo 1943 // Enchiridion della famiglia… Р. 459.

[32] Ibid. P. 459.

[33] Сергий (Барабанов), иером. Канонизация святых в понтификат Льва XIII… С. 118.

[34] Nel XXV della gioventu femminile di azione cattolica italiana. 24 aprile 1943… Р. 468.

[35] Ibid. Pр. 470-472. Буквально «не стать рабыней моды». Отдельной обязанностью молодых женщин папа также назвал противостояние публикациям, «прославляющим дерзкую чувственность… нарушение супружеской верности, двусмысленные выражения и порочные изображения» (Ibid. P. 472).

[36] Пий XII серьезно опасался, что после перелома хода войны коммунистические правительства смогут утвердиться в Италии, Франции и Северной Германии.

[37] Ad una imponente rappresentanza dei lavoratori d`Italia. 13 giugno 1943 // Enchiridion della famiglia… P. 478.

[38] Сардарян Г.Т. Католическая политическая доктрина в эпоху мировых войн // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 6 (57). С.20. DOI 10.24833/2071-8160-2017-6-57-20-39.

[39] Radiomessagio di Sua Santita Pio XII nel IV anniversario dell`inizio della Guerra mondiale. Mercoledi, 1 settembre 1943. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/speeches/1943/documents/hf_p-xii_spe_19430901_iv-anniv-guerra.html (дата обращения: 02.02.2024).

[40] В ходе изучения проблемы было выявлено более 70 папских обращений 1939-1945 гг., так или иначе затрагивавших тему семьи и брака, сказанных Пием XII в частном порядке на различных аудиенциях в Ватикане. Их анализ может быть темой для отдельного исследования.

[41] La prima udienza agli sposi di Sua Santita Pio XII. Mercoledi, 26 aprile 1939. URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/audiences/1939/documents/hf_p-xii_aud_19390426.html (дата обращения: 12.02.2024).

[42] In Sanctificatore delle nozze. Udienza generale, mercoledi, 3 maggio 1939 URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/audiences/1939/documents/hf_p-xii_aud_19390503.html (дата обращения: 13.02.2024).

[43] Sacra alleanza. Udienza generale, mercoledi, 8 novembre 1939 URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/audiences/1939/documents/hf_p-xii_aud_19391108.html (дата обращения: 13.02.2024).

[44] Presso la culla del Re Divino. Udienza generale, mercoledi, 3 gennaio 1940 URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/audiences/1939/documents/hf_p-xii_aud_19400103.html (дата обращения: 13.02.2024).

[45] Aspetti della nuova vita. Udienza generale, mercoledi, 24 gennaio 1940 URL: https://vatican.va/content/pius-xii/it/audiences/1939/documents/hf_p-xii_aud_19400124.html (дата обращения: 13.02.2024).

[46] С мая 1945 г. известно более 70 примеров папского аутентичного учительства Пия XII о христианском браке и семье, выраженного в его словах, сказанных этим папой по случаю общественных событий, различных конгрессов и юбилейных дат. Как правило, тема христианского брака в них затронута косвенно в контексте основного содержания речи.

[47] Можно привести 2 подобных примера – письмо монсеньеру Jose Clemente Maurer, архиеп. Sucre (13 августа 1954 г.) и послание «Urbi et Orbi» на Пасху 1957 г.

[48] Среди motu proprio Пия XII, затрагивавших интересующую нас тему, можно упомянуть 2 его документа. Это «Apostolico Hispaniarum» от 7 апреля 1947 г. и «Crebrae allatae sunt» от 22 февраля 1949 г.

[49] Здесь стоит упомянут такие «аpostolicae exhortationis» как «Обращение» к епископам Италии по случаю начала вещания итальянского телевидения (1 января 1954 г.) и несколько «Обращений» к представителям мировой киноиндустрии (21 июня – 25 октября 1955 г.).

[50] В отличии от Льва XIII и Пия XI, опубликовавших отдельные энциклики, посвященные проблемам христианской семьи и брака, Пий XII за свой 19-летний понтификат не издавал такого документа. В то же время в энциклическом наследии этого папы, не столь обширном как у Льва XIII, учение о браке размещено дискретно в отдельных документах. Кроме уже упомянутых в данной публикации двух энцикликах оно содержится в таких папских документах как «Mistici Corporis Christi» (29 июня 1943 г.), «Quemadmodum» (6 января 1946 г.), «Anni sacri» (12 марта 1950 г.), «Evangelii Praecones» (2 июля 1951 г.), «Ingruentium Malorum» (15 сентября 1951 г.), «Orientales Ecclesias» (15 декабря 1952 г.), «Le Pelerinage de Lourdes» (2 июля 1957 г.) и «Miranda Prorsus» (8 сентября 1957 г.).

[51] В контексте темы семьи и брака весьма интересны такие составленные Пием XII молитвенные обращения как «Per la familia christiana» (произнесено Пием XII накануне католического праздника Всех святых 31 октября 1954 г.), «Delle famiglie cristiane» (произнесено 13 января 1957 г.), молитва Святому семейству (произнесена 30 декабря 1957 г.).

 

Источник: Барабанов С. Б. (иеромонах Сергий). Социальные аспекты магистериума Пия XII о семье и браке в контексте Второй мировой войны // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №1. С. 174–189

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9