ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
В начале 2018 года в рамках экспертно-аналитического проекта православного портала «Экзегет» было проведено уникальное исследование[1], направленное на выявление уровня популярности Библии в русскоязычном сегменте сети Интернет. Результаты анализа интернет-статистики оказались крайне интересными и во многом неожиданными. В русскоязычной интернет-аудитории наблюдается стремительный рост интереса к Библии. В настоящее время количество ежемесячных запросов со словом «Библия» находится на пиковых значениях за последние два года, по которым имеются соответствующие данные. Ниже представлен подробный анализ динамики указанных поисковых запросов и целого ряда параметров, характеризующих целевую группу – интернет-пользователей, проявляющих интерес к Библии. Все расчёты, публикуемые в итогах исследования, являются открытыми и проверяемыми, т. к. опираются на общедоступные данные статистических сервисов известных поисковых систем. При этом некоторые полученные в ходе исследования результаты носят во многом предварительный характер и требуют подтверждения временем и более глубокими повторяемыми исследованиями.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ:
- предполагаемое количество ежемесячных запросов по библейской тематике в русскоязычном сегменте Интернета (во всех поисковых системах) находится в пределах 1,1 – 1,2 млн в месяц и демонстрирует уверенную тенденцию к росту;
- количество запросов со словом «Библия» к началу 2018 г. увеличилось, по сравнению с началом 2016 г., более, чем в два раза;
- в январе 2018 количество интернет-запросов со словом «Библия» достигло самого высокого показателя за последние 25 месяцев;
- всего за один год абсолютное количество поисковых запросов со словом «Библия» в Яндексе выросло на 1 189 000 (18,5%): с 5,15 млн. в 2016 г. до 6,33 млн. запросов за год в 2017 г.;
-за период 2016–2017 гг. среднемесячное количество запросов в Яндексе выросло на 100 000 (почти на 20%), достигнув почти 530 000;
-87,5% всех русскоязычных запросов по библейской тематике географически исходят из России. При этом около четверти всех российских запросов осуществляется интернет-пользователями, находящимися в Москве и Московской области.
- около половины всех поисковых запросов по данной тематике осуществляется с мобильных устройств (телефонов и планшетов), что может свидетельствовать о довольно молодом возрастном профиле интернет- аудитории, интересующейся Библией;
-как популярные писатели (российские и зарубежные), так и другие религиозные книги радикально уступают Библии по количеству интернет-запросов. Популярные у россиян авторы по данному показателю уступают Библии – в 6 – 41,5 раза, а другие религиозные источники – в 1,7 – 12 раз.
ДИНАМИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАПРОСОВ
Согласно статистике интернет-запросов поисковой системы Яндекс, среднемесячное число обращений пользователей, связанных со словом «Библия», в русскоязычном сегменте указанной интернет-системы по итогам 2017 года составило около 530 000. Кроме отражения численных параметров рассматриваемой аудитории, данная цифра говорит о заметном росте (19%) популярности указанных запросов, имевших место в течение всего лишь одного года. По данным того же источника, за аналогичный период 2016 года среднемесячное число запросов составило почти 430 000.
Таблица 1. История показов по слову «Библия» (Яндекс–2016)
Период
|
Абсолютное
|
Относительное
|
01.01.2016 - 31.01.2016
|
369 976
|
0,000068118723
|
01.02.2016 - 29.02.2016
|
338 292
|
0,000064128391
|
01.03.2016 - 31.03.2016
|
364 759
|
0,000065963612
|
01.04.2016 - 30.04.2016
|
352 138
|
0,000062587563
|
01.05.2016 - 31.05.2016
|
310 622
|
0,000055869342
|
01.06.2016 - 30.06.2016
|
404 015
|
0,000064032558
|
01.07.2016 - 31.07.2016
|
401 668
|
0,000066162319
|
01.08.2016 - 31.08.2016
|
425 106
|
0,000066144771
|
01.09.2016 - 30.09.2016
|
470 307
|
0,000070567395
|
01.10.2016 - 31.10.2016
|
551 315
|
0,000075475458
|
01.11.2016 - 30.11.2016
|
571 216
|
0,000074269629
|
01.12.2016 - 31.12.2016
|
582 056
|
0,000073053197
|
Источник данных: Wordstat.yandex.ru
Таблица 2. История показов по слову «Библия» (Яндекс–2017 + январь–2018)
Период
|
Абсолютное
|
Относительное
| |
01.01.2017 - 31.01.2017
|
634 215
|
0,000080410927
| |
01.02.2017 - 28.02.2017
|
558 888
|
0,000075881811
| |
01.03.2017 - 31.03.2017
|
618 632
|
0,000076171168
| |
01.04.2017 - 30.04.2017
|
647 871
|
0,000084879640
| |
01.05.2017 - 31.05.2017
|
480 707
|
0,000066526281
| |
01.06.2017 - 30.06.2017
|
388 991
|
0,000061536160
| |
01.07.2017 - 31.07.2017
|
397 689
|
0,000064981774
| |
01.08.2017 - 31.08.2017
|
404 346
|
0,000063924055
| |
01.09.2017 - 30.09.2017
|
464 472
|
0,000068381224
| |
01.10.2017 - 31.10.2017
|
589 919
|
0,000075144321
| |
01.11.2017 - 30.11.2017
|
578 172
|
0,000074613530
| |
01.12.2017 - 31.12.2017
|
561 757
|
0,000072460742
| |
01.01.2018 – 31.01.2018
|
|
656 468
|
0,000081320723
|
Источник данных: Wordstat.yandex.ru
Однако, сопоставление среднемесячных величин не совсем корректно отражает динамику информационного «спроса» на священную книгу христиан. Наиболее полноценно «взрывную» тенденцию интереса к Библии демонстрирует коридор крайних точек – от минимума до максимума, о чём подробно говорится ниже.
Имея в распоряжении подробные данные Яндекса за последние 25 месяцев (январь 2016 – январь 2018 гг.), мы проанализировали динамику интернет-обращений по словам, фразам и словосочетаниям, содержащим слово «Библия» и получили весьма интересные результаты.
Доминирующей тенденцией в данном случае является довольно бурный рост как абсолютных, так и относительных показателей. Динамика числа запросов носила преимущественно восходящий характер. Особенно это характерно для периода с мая 2016 по апрель 2017 гг., когда имело место довольно радикальное увеличение показателей. При этом статистика аналогичных запросов за январь 2018 г. находится на уровне, превышающем предыдущий максимум, достигнутый в апреле 2017 г. (см. Таблицу 2).
Фактически, за одиннадцать месяцев (с мая 2016 по апрель 2017 гг.) число ежемесячных запросов со словом «Библия» увеличилось с минимального значения 310 600 (май–2016) до почти 648 000 (апрель–2017) запросов, т. е. более чем в два раза. Достигнув указанного максимального значения в апреле 2017 года, динамика рассматриваемого показателя продемонстрировала кратковременное снижение в течение двух последующих месяцев (май–июнь 2017 г.), которое сменилось новой фазой подъема, чередовавшегося с незначительными колебаниями в конце года.
Показательно, что весь IV квартал 2017 года число запросов колебалось в диапазоне, близком к цифре 600 000, что значительно превышает среднемесячное значение по итогам прошлого и позапрошлого года. При этом начало 2018 года ознаменовалось ощутимым ростом (на 95 000 запросов) данного показателя по сравнению с последним месяцем 2017 года.
Как следует из вышеприведенной таблицы, число запросов за январь 2018 года составило почти 656 468, что является самым высоким значением этого показателя за последние 25 месяцев и, возможно, символизирует очередную фазу роста. Более того, при таком векторе количественной динамики имеется немалая вероятность достижения в ближайшем будущем нового «интернет-рекорда». Впрочем, возможны и другие сценарии, связанные со стагнацией, колебанием или снижением показателей.
Требует отдельного внимания и тот факт, что в 2016 г. число запросов, связанных со словом «Библия», ни разу не превысило отметку в 600 000, в то время как за истекшие 13 месяцев (январь 2017 – январь 2018) это значение было превышено 4 раза.
Между тем, русскоязычное поисковое интернет-пространство наряду с Яндексом формирует также известная поисковая система Google. В принципе, почти весь русскоязычный интернет-поиск сосредоточен в этих двух поисковых системах, потому как остальных «игроков» (Rambler, Bing, Mail.ru и т. д.) нельзя назвать крупными или хотя бы средними, т. к. их суммарная доля на поисковом рынке не превышает 5-6%.
По последним данным, доля Яндекса на российском поисковом рынке составила около 55% (Коммерсантъ, 24.10.2017), в то время как доля Google находится в диапазоне 39–40%.
К сожалению, статистический сервис Google не позволяет получить данные по числу годовых и/или ежемесячных запросов, связанных со словом «Библия» и другие сопоставимые сведения (география пользователей, используемые устройства и т. д.) Однако, общедоступная статистика, предоставляемая этой поисковой системой, открывает более широкий временной горизонт и позволяют отслеживать как долгосрочные, так и кратковременные тенденции в изменениях динамики популярности запросов по анализируемой здесь тематике.
График 1. Динамика популярности поисковых запросов, содержащих слово «Библия» в 2004 – 2018 гг. (Google)
Источник данных: Google Trends
Исходя, из тех ограниченных данных, которые находятся в свободном доступе, динамика популярности Библии в системе Google далеко не однозначна. Впрочем, если предположить, что динамика соответствующих запросов в Google (и др. русскоязычных поисковых системах) подобна той, что наблюдается в Яндексе (это во многом подтверждается на графике выше), а численные параметры являются столь же близкими, то напрашивается предварительный вывод относительно общей картины в исследуемом интернет-сегменте. Вероятно, в настоящее время ежемесячное число поисковых запросов со словом «Библия» в русскоязычном интернет-сегменте находится в пределах 1 100 000 – 1 200 000 и в течение последнего полугодия, несмотря на некоторые колебания, демонстрирует тенденцию к росту.
Показательно, что в течение последних 13 месяцев (январь 2017 – январь 2018) максимальное количество запросов в Google хронологически совпадало с всплесками популярности в Яндексе и пришлось, в частности, на апрель 2017 и январь 2018 гг.
ГЕОГРАФИЯ ЗАПРОСОВ
Возвращаясь к поисковой статистике системы Яндекс, позволяющей анализировать географию целевой аудитории, отметим, что 87,5%, запросов, содержащих слово «Библия», исходит непосредственно из России. Следом за Россией идут по степени убывания Украина, Белоруссия, Казахстан и т. д.
График 2. Долевое распределение целевой аудитории по географическому признаку, в процентах (Яндекс, январь–2018)
В пределах же самой России, где локализовано подавляющее большинство пользователей в рамках исследуемой целевой аудитории, интерес к Библии выражается весьма неравномерно. Как и следовало ожидать, более трети (36%) от общей доли всех запросов приходит из Центрального федерального округа. Причём почти 25% всех запросов по России исходят от интернет-пользователей, находящихся в Москве и Московской области. Далее со значительным отрывом следуют Приволжский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ и т. д. (см. График 3).
График 3. Долевое распределение целевой аудитории внутри России, в процентах (Яндекс, январь–2018)
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УСТРОЙСТВА
Для полноценного понимания специфики целевой группы крайне важно посмотреть на технические особенности, сопутствующие появлению исследуемых интернет–запросов. В этом нам, опять-таки, может помочь статистический сервис системы Яндекс, содержащий важную информацию о распределении исходящих запросов по слову «Библия» по типу технического устройства. На Графике 4 и в Таблице 3 представлено количественное и долевое соотношение пользователей в зависимости от типа используемого устройства.
График 4. Дифференциация интернет-пользователей, продуцирующих месячное количество запросов по фразе «Библия», по типу используемых устройств (Яндекс, январь–2018)
Таблица 3. Дифференциация интернет-пользователей по типу используемых устройств (Яндекс, январь–2018)
Десктопы
|
Мобильные устройства
|
Всего
| |
телефоны
|
планшеты
| ||
330 616
|
272 736
|
38 501
|
641 853
|
51,5%
|
42,5%
|
6%
|
100%
|
Представленные выше данные об используемых технических средствах позволяют, с высокой долей вероятности, предположить, что профиль интернет-пользователей, интересующихся библейской тематикой, вероятно, имеет весьма молодую возрастную структуру.
БИБЛИЯ – ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ СРЕДИ ДРУГИХ КНИГ
Даже писатели, возглавляющие российские читательские рейтинги (в том числе, Forbes и Книжной палаты России), радикально уступают Библии по количеству интернет-запросов.
Общеизвестно, что Библия является «бестселлером» не только в России, но и в более широком мировом контексте, но настоящее исследование не просто подтверждает этот факт, но утверждает о выходе интереса к Библии на принципиально новый количественный уровень в масштабах русскоязычного сегмента сети Интернет.
Причём сопоставлениеколичества ежемесячных интернет-запросов по конкретным наиболее читаемым произведениям указанных ниже авторовпроигрывает Библии в популярности ещё сильнее, чем при сравнении популярности фамилий авторов с популярностью Библии.
График 5. Количество интернет-запросов со словом «Библия» и с именами и фамилиями популярных писателей (Яндекс, январь–2018)
Согласно статистике Яндекс, наиболее популярные у россиян отечественные и зарубежные авторы уступают Библии в популярности следующим образом: Татьяна Устинова – в 6 раз; Дарья Донцова – в 6,7 раза; Борис Акунин – в 9,9 раз; Пауло Коэльо – в 11,7 раза; Захар Прилепин – в 13,6 раза; Джоджо Мойес – в 20 раз; Александра Маринина – в 36 раз; Сессилия Ахерн – в 41,5 раза.
Несмотря на регулярные новинки указанных авторов и сопутствующий активный маркетинг, Библия лидирует по популярности с огромным отрывом. В терминологии издателей и маркетологов книжного рынка Библия является наиболее популярным «бестселлером» и «лонгселлером». Однако, подчеркнём еще раз, что специфика настоящего времени заключается в радикальном расширении русскоязычной интернет-аудитории, интересующейся Библией.
Из религиозных источников в русскоязычном интернет-пространстве относительно высоким спросом пользуются такие книги как Коран, Веды и Махабхарата, которые тоже уступают Библии по популярности: Коран – в 1,7 раза; Веды – в 4,7 раза; Махабхарата – в 12 раз.
Остальные религиозные книги пользуются гораздо меньшей популярностью. Возможно, по причине более низкого числа последователей соответствующих конфессий в русскоязычном мире.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Характерно, что вышеуказанные сведения, указывающие на внушительный рост количества поисковых запросов, содержащих слово «Библия», имеет косвенное подтверждение в виде аналогичного роста числа уникальных пользователей православного портала «Экзегет».
Итоги представленного исследования порождают ряд вопросов, нуждающихся в дополнительных аналитических мероприятиях. Одним из таких закономерных вопросов является попытка осмысления: «Ведёт ли рост популярности Библии в сети Интернет к снижению практики классического чтения (офф-лайн) этой священной книги?».
Не меньший интерес вызывает и широкий перечень возможных социальных последствий. Следует ли в обозримом будущем ожидать перехода части (и если да, то какой именно?) российского общества на христианские принципы жизни?
Полагаем, что на эти и многие другие вопросы более точно ответит время и результаты дальнейших исследований экспертно-аналитического проекта портала «Экзегет».
[1] В пресс-выпуске представлены статистические данные, актуальные на 07.02.2018.
Источник: EKZEGET.RU