Преодолевая декларативность: от слов к делам
Статья
У любого человеческого сообщества есть свои особые, можно даже сказать, «профессиональные» болезни. Например, про хирургов говорят, что они «цветы и конфеты не пьют»... Дерзну сказать, что и у Церкви – точнее её человеческой стороны – тоже есть своя «профессиональная» болезнь, опасность заразиться которой всегда актуальна: декларативность.
Как прекрасно показал С.И. Фудель, вся жизнь человека в Церкви – это война между Церковью как Телом Христовым и двойником, или зеркальным призраком, этой Церкви. Причём каждый верующий ежедневно, если не ежечасно, оказывается на передовой линии этого невидимого фронта.
А для внешних? Заглянул «захожанин» в храм Божий, а там такая тишина – и сплошной кислород вечности! И так приятно услышать высокие красивые и бесконечно далёкие глаголы. И ни-ка-ких сражений! Декларативность и есть та самая опасность, которая оказывается тем незаметнее, чем презентабельней и гламурней становится среда церковных людей.
Проведение ежегодных Рождественских чтений уже стало нормой церковной жизни. Этот масштабный форум на протяжении последних лет всё более разрастался новыми направлениями и секциями, и в какой-то момент наступало отчаяние от понимания, что просто невозможно оказаться одновременно на пятнадцати или двадцати интересных секциях, круглых столах и конференциях. Масштабность мероприятия и необозримость его границ приводили к тому, что в то время как одни православные креационисты убеждали других православных креационистов в том, что любой эволюционист – еретик, в соседнем здании проходила другая секция тех же Чтений, на которой ни у кого из собравшихся не возникало и тени сомнения в том, что единственное перспективное направление естественно-научной апологетики – это богословское осмысление эволюционных изменений в природе. Естественно, и то, и другое происходило вполне искренне. А вот где было декларативно, а где на самом деле торжествовала объективность – специально не скажу!..
Что покажут в этом году Рождественские чтения, ждать осталось недолго. Но первое, что уже радует – это заметная компактность нынешних Чтений. Ещё больше радует тема, накладывающая своеобразное вето на любую декларативность: «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования». Значит, предыдущих слов уже было сказано более чем достаточно, настало время переходить к делам. Мы постараемся по мере наших скромных сил рассказывать читателям портала о ходе Рождественских чтений, о тех докладах и дискуссиях, на которых случится присутствовать.
Конечно, этими материалами наши публикации не будут ограничены. Скажем несколько слов и о других. Под стать основному направлению Рождественских чтений, главной темой текущей недели в материалах нашего портала станет образование.
Важнейшей проблемой современного церковного образования так и остаётся согласование церковного мировоззрения с современной естественнонаучной картиной мира. Сегодня известно множество моделей, претендующих на «истинность» в вопросах взаимоотношения религии и науки. Но сама их множественность уже говорит о том, что их нельзя принять в качестве канонической нормы. Краткий экскурс в проблематику, анализ современной ситуации, а также схематическое изложение возможных перспектив конструктивного диалога православного богословия и естествознания вашему вниманию представляет преподаватель МДА, священник Олег Мумриков.
Об одной из таких естественнонаучных проблем – внедрении в нашу жизнь нанотехнологий, также читайте на нашем портале в статье иерея Романа Кацапана.
Церковное богослужение в древние времена было основой образования. С малых лет ребенок учился читать по Псалтири и Часослову – достаточно вспомнить отрока Варфоломея, будущего преподобного Сергия. При этом богослужебный язык воспринимался нашими предками как великое сокровище, дарованное Богом нашему народу. С изменением отношения к языку богослужения изменилось и восприятие православной жизни. И сейчас, когда то и дело раздаются предложения перевести церковную службу на русский язык, наше отношение к языку богослужения становится все более утилитарным. А если остановиться и заглянуть в прошлое? Как относились к языку, когда на Руси идеалом христианина был монах, когда писали свои шедевры преподобный Андрей и Дионисий, когда леса Северной Фиваиды были озарены светом многих подвижников? Об этом пишет в своей статье иерей Григорий Мусохранов. Не сомневаюсь, что кому-то его доводы покажутся спорными. Что же, спорить нам не привыкать, хоть хлебом не корми...
Ещё один этюд к теме «призрака Церкви»: история императора Юлиана, прозванного христианскими писателями Отступником. Подготовленная им реформа образования запрещала христианам преподавать в школах и по сути лишала их доступа к молодежи. Однако было бы ошибочным думать, что корни этой реформы лежат в чисто политической плоскости конкуренции двух религий. Образовательная реформа императора Юлиана тесно связана с его религиозно-философскими взглядами. Какими? Об этом читайте в статье Д.С. Бирюкова о полемике святителя Григория Богослова с императором Юлианом.
Кроме того, на этой неделе мы предложим вашему вниманию статью М.В. Шкаровского, в которой повествуется об испытаниях, выпавших на долю Болгарской Православной Церкви с момента своего возникновения в 1870 году и до 1941 года. В этот период Болгарская Церковь выступала как защитница национальных интересов болгарского народа, что нередко приводило к противоречиям с существующими каноническими нормами. Разрыв со Вселенским Патриархатом, напряженные отношения с соседями, наконец, существование в условиях государственного сотрудничества с нацистской Германией – все это не могло не повлиять на формирование облика современной Болгарской Православной Церкви.
В завершение позвольте представить вашему вниманию перевод с сербского статьи выдающегося русского богослова С.В. Троицкого «Наследство епископа в Православной Церкви (каноническая норма)», опубликованной в 1936 году. И, конечно же, мы продолжим публикацию второй части работы Сергея Мазаева «Религия и киберпространство» .
Дай Бог, чтобы декларативности в нашей жизни становилось меньше в разы, нет – в сотни раз меньше, чем реальных добрых дел, сквозь которые ощущается тепло любящих нас рук Христовых!...
Комментарии ():
Написать комментарий: