Источник: Joshua M. Moritz, The Search for Adam Revisited: Evolution, Biblical Literalism, and the Question of Human Uniqueness, Theology and Science 2011, 9:4, P. 367-377.
Перевод с английского А.А. Космарского (с сокращениями).
[1] J.C. Greene, The Death of Adam: Evolution and its Impact on Western Thought (Ames: Iowa State University Press, 1959).
[2] См.: Richard N. Ostling, ‘‘The Search for the Historical Adam’’, Christianity Today (June 2011).
[3] David N. Livingstone and Mark A. Noll, ‘‘B.B. Warfield (1851–1921): A Biblical Inerrantist as Evolutionist,’’ Isis 91:2 (June 2000): 283.
[4] Joseph E. Illick, ‘‘The Reception of Darwinism at the Theological Seminary and the College at Princeton, New Jersey: Part II. The College,’’ Journal of the Presbyterian Historical Society 38 (Dec 1960): 115.
[5] David N. Livingstone, ‘‘The Idea of Design: Vicissitudes of a Key Concept in the Princeton Response to Darwin,’’ Scottish Journal of Theology 37 (1984): 347.
[6] Дело «Штат Теннесси против Джона Томаса Скоупса»: судебный процесс над школьным учителем Джоном Скоупсом, который был обвинен в нарушении антидарвинистского «акта Батлера» — закона, запрещающего преподавать в учебных учреждениях штата «любую теорию, которая <…> учит о том, что человек произошёл от животных низшего порядка». Скоупс был признан виновным, но суд высшей инстанции отклонил приговор по техническим соображениям. Процесс вскрыл раскол в среде американских христиан между фундаменталистами, настаивающими на буквальном прочтении каждого предложения Библии, и модернистами, считающими, что наука совместима с религией в теистическом эволюционизме. — Прим. пер.
[7] Ronald L. Numbers, The Creationists: The Evolution of Scientific Creationism (Berkeley, CA:University of California Press, 1992), 74.
[8] Gordon Wenham, ‘‘Sanctuary Symbolism in the Garden of Eden Story,’’ in I Studied Inscriptions from Before the Flood: Ancient Near Eastern, Literary, and Linguistic Approaches to Genesis 1–11 (Sources for Biblical and Theological Study, Vol. 4), ed. Richard S. Hess and David Toshio Tsumura (Winona Lake: Eisenbrauns, 1994), 399.
[9] Библеист Джон Сэйлхэмер пишет: «Не надо забывать о том, что змей назван одним из “зверей полевых” (хаййат хассадех), сотворенных Господом». Смысл этого замечания в том, чтобы исключить идею сверхъестественной природы змея. Древневрейское слово, обозначающее змея («нахаш»), происходит от корня — учиться благодаря опыту, или внимательно читать знаки мира.
[10] Ирония в том, что именно «буквалисты», вроде креационистов-младоземельцев оставляют буквальное прочтение Библии ради поздних традиций — когда приравнивают змея к Сатане. Не стоит вчитывать в текст Книги Бытия второканоническую интерпретацию, взятую из «Книги Премудрости Соломона». Ясно, что автор Книги Бытия воспринимал змея как умного представителя мира животных, а не как падшего ангела.
[11] В Быт. 2:15, «поселил» обозначается необычным в этом контексте словом— «ваййаннихеху». В других местах Библии оно обозначает «покой» или безопасность, которую дает Бог (Быт. 19:15; Втор. 3:20, 12:10, 25:19), или же «поставление», или посвящение чего-то в присутствии Бога (Исх. 16:33-34, Лев. 16:23, Чис. 17:4, Втор. 26:4, 10). В Быт. 2:15 объединяются оба эти смысла: человек попал в эдемский сад, чтобы быть там в покое и безопасности, и одновременно он был поставлен туда перед лицом Бога, чтобы стать Его союзником Sailhamer, The Expositors Bible Commentary, 45.
[12] Horst Dietrich Preuss, Old Testament Theology, vol. 2, trans. Leo G. Perdue (Edinburgh: T & T Clark, 1996), 115.
[13] Joshua M. Moritz, ‘‘Evolution, the End of Human Uniqueness, and the Election of the Imago Dei,’’ Theology and Science 9:3 (Aug 2011): 307–340.
[14] Концепция, согласно которой возможно согласование библейских текстов о миротворении с данными науки. Трудности конкордизма вытекали из постоянно меняющейся картины мира в науке. Так, с древних времен Библию пытались согласовать с Птолемеевой системой геоцентризма, и крушение ее привело к острому кризису. — Прим. пер.
[15] Карл Барт открыто отрицает историчность Адама. Пауль Тиллих и Рудольф Бультманн признают за историями Книги Бытия только экзистенциальный, а не фактический смысл. Дени Ламурё приходит, кажется, к схожей позиции.
[16] Под адиафорой в христианстве понимается то, что несущественно для веры и спасения, однако позволительно христианам или разрешено в церкви. — Прим. пер.
[17] Немецкий лютеранский теолог (1928-2014). Богословие для него — открытая научная дисциплина, участвующая в поиске универсальной истины. Вместе с тем он утверждает, что до наступления Царства Божия любая истина по природе своей остается неполной. Поэтому теология, как и все другие области человеческого знания, носит условный характер и все догмы следует рассматривать как гипотезы, которые подлежат проверке на соответствие другим областям знания. — Прим. пер.
[18] Wolfhart Pannenberg, ‘‘Contingency and Nature,’’ in, ed. Ted Peters (Louisville, KY: Westminster/John Knox Press, 1993), 74.
[19] Термин американского биолога и историка науки Стивена Джей Гулда. Он определил термин «магистерия» как «область жизни, в которой определенный способ познания обладает адекватными инструментами для осмысленной дискуссии и принятия решений». Принцип NOMA выглядит так: «магистерия науки находится в мире эмпирики: что есть во вселенной (факты) и почему она работает так, а не иначе (теория). Магистерия религии находится в мире духовных ценностей и поисков смысла. Две эти магистерии не пересекаются между собой и оставляют место дополнительным магистериям (например, магистерия искусства и определение красоты)». — Прим. пер.
[20] См.: John. H. Brooke, Science and Religion: Some Historical Perspectives (Cambridge: Cambridge University Press, 1991); Science and Religion: A Historical Introduction, ed. Gary Ferngren (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2002); Joshua M. Moritz, ‘‘Rendering unto Science and God: Is NOMA Enough?’’ Theology and Science. 7:4 (2009): 363–378.
[21] ‘‘Evangelicals Question The Existence Of Adam And Eve.’’ (http://www.npr.org/2011/08/09/138957812/evangelicals-question-the-existence-of-adam-and-eve)
[22] H.C. Harpending, M.A. Batzer, M. Gurven, L.B. Jorde, A.R. Rogers, and S.T. Sherry, ‘‘Genetic Traces of Ancient Demography,’’ Proceedings of the National Academy of Science 95 (1998): 1961–1967 и другие.
[23] L.A. Zhivotovsky, N.A. Rosenberg and M.W. Feldman, ‘‘Features of Evolution and Expansion of Modern Humans, Inferred from Genomewide Microsatellite Markers,’’ American Journal of Human Genetics 72 (2003): 1171–1186; см. также A.H. Bittles and M.L. Blacka, ‘‘Consanguinity, Human Evolution and Complex Diseases,’’ Proceedings of the National Academy of Sciences 107(2010): 1779–1786).
[24] См.: J. R. Brown, ‘‘Ancient Horizontal Gene Transfer,’’ Nature Reviews Genetics 4:121 (2003): 121–132.
[25] См.: E.B. Keverne and J.P. Curley, ‘‘Epigenetics, Brain Evolution and Behaviour,’’ Frontiers in Neuroendocrinology, 29:3 (2008): 398–412; Tamara B. Franklin et. al., ‘‘Epigenetic Transmission of the Impact of Early Stress Across Generations,’’ Biological Psychiatry 68:5 (2010): 408–415.