Деятельность протоиерея Кассиана Богатырца в Буковинской епархии в первой половине XX века
Среди выдающихся уроженцев Буковинского края особое место занимает протоиерей Кассиан Богатырец, о жизни которого читателям расскажет эта публикация. Он был видным церковным и общественным деятелем на Украине в первой половине XX века. Автор статьи – студент II курса магистратуры Московской духовной академии,отделения Церковной истории.
Статья

Кассиан Дмитриевич Богатырец родился 5 ноября 1868 года в селе Кабин (Кабино)[1] (современное село Ясени Сторожинецкого района Черновицкой области) в семье крестьян-земледельцев Димитрия и Ксении. После окончания начальной школы в родном селе[2] он поступил в немецкую гимназию в Черновцах, которую окончил с отличием в 1889 году[3].

В 1894 году он закончил с отличием богословский факультет Черновицкого университета[4], причем профессорская корпорация предложила ему продолжить подготовку для занятия вакантной университетской кафедры пастырского богословия. В 1896 году Кассиан Дмитриевич защитил докторскую диссертацию[5], но кафедру он так и не получил, поскольку его кандидатура не устраивала австрийские власти, которые считали его неблагонадежным из-за политических убеждений. Дело в том, что Кассиан Богатырец принадлежал к культурно-политическому товариществу, состоявшему в большей своей части из русинов, которые стремились к сохранению национально-культурной самоидентичности и духовному и культурному единству с русским народом[6]. Это товарищество в то времядействовало и на Буковине, и в Галичине, и в Закарпатье.

11 мая 1897 года Кассиан Богатырец женился на дочери священника Александра Велигорского – Стефаниде, а 28 июня того же года он был рукоположен митрополитом Аркадием (Чуперковичем) во священника[7]. Свою пастырскую деятельность отец Кассиан соединял с просветительской, экономической и общественно-политической работой[8]Отец Кассиан преуспевал в исполнении своих пастырских обязанностей и поэтому в короткий срок приобрел большой авторитет среди прихожан. Он был известен в епархии как замечательный проповедник и ревностный священник, обладал хорошими организаторскими способностями, благодаря которым основал у себя на приходе прекрасный юношеский хор[9]. Часто за свое ревностное отношение к служению он страдал от недовольных жителей села, которые не раз обращались к архиерею с различными жалобами на него[10].

Говоря о просветительской деятельности, стоит отметить, что священник Кассиан Богатырец активно занимался организацией и открытием на местах «Русско-православных читален». Он постоянно подчеркивал, что у необразованного народа не может быть никакого будущего[11]. Отец Кассиан ставил в пример представителям русской национальности на Буковине другие народы, проживавшие на территории края, которые благодаря просвещению достигли больших успехов как в культурно-экономическом, так и в политическом отношениях[12].

Отец Кассиан боролся с тяжелым материальным положением сельского населения, считая это следствием непросвещенности людей. Ради улучшения материального положения крестьян он организовывал и открывал на местах «Русско-православные райффайзенские кассы»[13]. Заключая договоры с иностранными банками, он получал у них кредиты для населения на выгодных условиях. Соответственно, народ, пользуясь кредитами, мог позволить себе модернизировать технологию и технику для обработки земли, а также взять в аренду дополнительные земельные наделы, что способствовало повышению продуктивности труда[14].

Общественная деятельность отца Кассиана заключалась в том, что он организовывал разные клубы по интересам, кружки, пытался добиться открытия русско-православной гимназии и университета в Черновцах, требовал у властей обязательного преподавания предмета «Религия» в народных школах, а также изучения церковно-славянского языка, «чтобы дети, — как говорил он, — могли хотя бы молитву прочитать»[15]. Священник Кассиан Богатырец неоднократно участвовал в съездах общества «Церковных певцов на Буковине», выступая на собраниях[16]. Кроме того, он сам являлся почетным членом этого общества[17].

Деятельность отца Кассиана распространялась не только на Буковину, но и за ее пределы. Он принимал участие в мероприятиях, которые были призваны отстаивать интересы Православной Церкви. 1 августа 1914 года он был арестован австрийскими властями и вывезен в Вену, где его посадили в тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в государственной измене и в принадлежности к «схизме», как тогда называли австрийские власти Православную Церковь[18]. Было начато следствие. В защитительной речи отец Кассиан говорил следующее«Нас обвиняют в принадлежности к "схизме". Я как священник выношу решительный протест против такого ненавистного и обидного официального отношения к Православной Церкви и прошу для вечной памяти зафиксировать в протоколе следующее: исходя из того, что Православная Церковь принадлежит к законно-признанным в Австрии церквям и ссылаясь на австрийское законодательство, которым запрещено называть нашу Православную Церковь "схизматической", заявляю официальный и решительный протест против того, чтобы называть нашу Православную Церковь “схизматической”»[19].

Отцу Кассиану был вынесен смертный приговор через повешенье, но он в своей последней речи в суде предрек: «Я еще Австрию переживу»[20]. Так и произошло. В июле 1917 года австрийский император Карл I объявил об амнистии политическим заключенным[21]. Отец Кассиан был освобожден, но без разрешения вернуться на Буковину, так как там еще была «военно-операционная ситуация». Лишь спустя четыре месяца отца Кассиана отпустили домой. Он вернулся на Буковину в сентябре 1917 года. В последующие годы отец Кассиан служил приходским священником в селе Веренчанка Кицманского района Черновицкой области.

Буковинская митрополия находилась в состоянии церковной независимости до распада Австро-Венгерской империи в 1918 году. После вхождения Буковины в состав Румынии митрополия вошла в каноническое подчинение Румынской Православной Церкви. В 1925 году отца Кассиана избрали депутатом епархиального собрания Буковинской митрополии. В 1929 году он был возведен в сан протопресвитера. В 1930 году его назначили благочинным Днестровского округа, а в 1931 году он был возведен в сан архипресвитера–ставрофора[22]. Как авторитетный священник, отец Кассиан отстаивал права русинов в Буковинской митрополии. В 1937 году как благочинный Днестровского округа отец Кассиан сопровождал митрополита Виссариона (Пую) во время визита в надднестровские села. Именно тогда он испросил разрешение на издание для русинов церковно-славянского молитвослова. Митрополит устно дал согласие, но консистория этого не разрешила[23].

В марте 1944 года, когда на Буковине в результате освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков была установлена советская власть, отец Кассиан, как старший священник, управлял епархией до июля месяца того же года, после чего передал полномочия делегату Киевского митрополита и Экзарха Украины епископу Феодосию (Ковернинскому)[24]. После этого отец Кассиан продолжил плодотворно трудиться на благо Церкви, став советником правящего архиерея.

1 августа 1944 года при участии отца Кассиана был составлен текст заявления с просьбой о принятии Черновицкой епархии (бывшей Буковинской митрополии) в молитвенное общение с Московской Патриархией через Украинского Экзарха Иоанна (Соколова), митрополита Киевского и Галицкого. Стоит отметить, что ни один из священников не высказал негативного отношения к переходу в Московскую Патриархию[25]. Отец Кассиан помогал архиерею организовывать систему благочиний епархии, поскольку хорошознал область и людей.

Когда во время Великой Отечественной войны шел сбор средств на нужды фронта, отец Кассиан дал несколько тысяч рублей из своих личных сбережений на нужды победы[26]. За такую деятельность он в числе девяти представителей духовенства Черновицкой епархии в 1946 г. был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»[27].

В последние годы жизни отец Кассиан был духовником Свято-Введенского женского монастыря Черновицкой епархии[28], а также занимался научной деятельностью, собирая материалы по истории православия на Буковине. Написанный им труд охватывает период от заселения Буковинского края разными племенами в V веке до н.э. до 1943 года[29]. По всей вероятности, из-за плохого состояния здоровья он не успел описать историю советского периода Черновицко-Буковинской епархии. Ценность работы отца Кассиана состоит в том, что она представляет собой первый серьезный опыт комплексного исследования церковной истории на Буковине. До него изучением этой темы занимались австрийские и румынские исследователи, но так детально, как отец Кассиан, никто из них не освещал историю Буковинской епрахии.

26 июля 1960 года, на 92 году жизни, отец Кассиан Богатырец скончался. Он был погребен в семейном склепе рода Богатырцов на Черновицком городском кладбище[30], оставив после себя светлую память и став примером пламенного защитника интересов Святой Православной Церкви, простого народа и неутомимого труженика на ниве Христовой.


[1] Архів Чернівецько-Буковинської Консисторії Української Православної Церкви. Ф. 2. Спр. А-кл- бувшого клірика Чернівецько-Буковинської єпархії УПЦ митрофорного протоієрея Кассіана Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 2 зв. 6, 9.

[2] Мирович Р.Д. Апологет православия перед австрийским военным судом. К 100-летию со дня рождения митрофорного протоиерея доктора Кассиана Дмитриевича Богатырца (1869-1968) // Русин. Международный журнал/ С.Г. Суляк. Кишинев, 2009. №1 (15). С. 91.

[3] Архів Чернівецько-Буковинської Консисторії Української Православної Церкви. Ф. 2. Спр. А-кл- бувшого клірика Чернівецько-Буковинської єпархії УПЦ митрофорного протоієрея Кассіана Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 9.

[4] Архів Чернівецько-Буковинської Консисторії Української Православної Церкви. Ф. 2. Спр. А-кл- бувшого клірика Чернівецько-Буковинської єпархії УПЦ митрофорного протоієрея Кассіана Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 2 зв.

[5] Архів Чернівецько-Буковинської Консисторії Української Православної Церкви. Ф. 2. Спр. А-кл- бувшого клірика Чернівецько-Буковинської єпархії УПЦ митрофорного протоієрея Кассіана Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 4-4. зв.

[6] Государственный архив Черновицкой области. Ф. 320. Д. 4. Оп. 2. С. 6.

[7] Архів Чернівецько-Буковинської Консисторії Української Православної Церкви. Ф. 2. Спр. А-кл- бувшого клірика Чернівецько-Буковинської єпархії УПЦ митрофорного протоієрея Кассіана Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 9.

[8] Мирович Р.Д. Апологет православия перед австрийским военным судом. К 100-летию со дня рождения митрофорного протоиерея доктора Кассиана Дмитриевича Богатырца (1869-1968) // Русин. Международный журнал/ С.Г. Суляк. Кишинев, 2009. №1 (15). С. 91.

[9] Письма в редакцию. Из Ошихлебъ / Ошихлебянинъ // Православная Буковина. № 12 и 13. Черновцы, 1 (14) мая 1904. Год изд. XII. С. 3-4.

[10] Государственный архив Черновицкой области. Ф. 320. Д. 260. Оп. 2. Ед. хр. 241. С. 5-9.

[11] Дописи из Вилавча // Народная Рада. Ч.11. Черновцы, 19 мая (1 июня) 1906. Год III С.5.

[12] Из Каменки // Народна Рада. Ч. 20. №. Черновцы, 17 (30) июня 1905. Год II. С. 5-7.

[13] Дописи. Из Каменки. / Участник // Православная Русь. Ч. 45. Черновцы, 18 (31) декабря 1909. Год I. С. 2.; Из Костинец / Костинский // Народна рада. Ч. 7. Черновцы, 24 марта (6 апреля) 1906. Год III. С. 5-6.

[14] Всячина. Отворенье русско-народной райффайзенской касы в Барбовцах / Участник // Народна рада. Ч. 5. Черновцы, 24 февраля (9 марта) 1906. Год III. С. 6.

[15] Собраніе краевого политичного общества «Народна Рада» // Православная Русь. Ч. 1. Черновцы, 13 (26) февраля 1909. ГодI. С. 2.

[16] Дописи из Вижницы. Собрание общества церковных певцов / Дьяк // Народна Рада. Ч. 10. Черновцы, 30 июля (12 августа) 1904. Год I. С. 4-6.; Письма в Редакцію. Из Вижнице. Общее годичное собрание членов архіепархиального общества буковинських православніх певцов / Участник // Православная Буковина. № 22 и 23. Черновці, 11 (24) августа 1904. Годизд. XII. С. 2-4.

[17] Товаришамъ дьякамъ еще раз подъ розвагу / ЯковъБульбук // Православная Русь. № 3. Черновцы, 15 (28) января 1910. Год II. С. 3.

[18] Суляк С.Г., Данилец Ю.В. Отец Кассиан Богатырец на втором венском процессе / Суляк С.Г., Данилец Ю.В. // Русин. № 1. 2016. С. 12.

[19] Суляк С.Г., Данилец Ю.В. Последнее слово д-ра К.Д. Богатырца перед вынесением приговора, произнесенное перед венским военным судом 25 января 1917 года / Суляк С.Г., Данилец Ю.В. // Русин. № 1. 2016. С. 60.

[20] Мирович Р.Д. Апологет православия перед австрийским военным судом. К 100-летию со дня рождения митрофорного протоиерея д-ра Кассиана Дмитриевича Богатырца (1868 – 1968) // Русин. 2009. № 1. С. 90.

[21] Мирович Р.Д. Апологет православия перед австрийским военным судом. К 100-летию со дня рождения митрофорного протоиерея д-ра Кассиана Дмитриевича Богатырца (1868 – 1968) // Русин. 2009. № 1. С. 94.

[22] Anuarul mitropoliei Bucovineipeanul 1937. Cernăuți, 1937.P. 105; Архів Чернівецько-Буковинської Консисторії Української Православної Церкви. Ф. 2.Спр. А-кл- бувшого клірика Чернівецько-Буковинської єпархії УПЦ митрофорного протоієрея Кассіана Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 5.

[23] Ткачук О.І. Церковно-релігійне життя на Буковині /О.І.Ткачук / Буковина. Чернівці, 1956. С. 747.

[24] Яремчик, С.С. Нарисісторії Православної Церкви на Буковині / С.С. Яремчук / Світильник. Чернівці, 2001. № 9. С. 38.

[25] Там же. С. 39.

[26] Державний архів Чернівецької області. Ф.621. Спр. 6. Оп.2. Арк. 19.

[27] Державний архів Чернівецької області. Ф.621.Спр. 6. Оп.2. Арк. 19.

[28] Архів Чернівецько-Буковинської Консисторії Української Православної Церкви. Ф. 2. Спр. А-кл- бувшого клірика Чернівецько-Буковинської єпархії УПЦ митрофорного протоієрея Кассіана Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 9, 10.

[29] Богатырец К., свящ. История Буковинской епархии / свящ. К. Богатырец // Русин. №.1. 2015. – 343 с.

[30] Архів Чернівецько-Буковинської Консисторії Української Православної Церкви. Ф. 2. Спр. А-кл- бувшого клірика Чернівецько-Буковинської єпархії УПЦ митрофорного протоієрея Кассіана Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 42-43.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9