Библейская герменевтика I послания апостола Павла к Тимофею ( 5 глава, 23 стих)" >
Библейская герменевтика I послания апостола Павла к Тимофею ( 5 глава, 23 стих)
Публикация представляет собой экзегетический разбор одного из пастырских посланий святого апостола Павла.
Статья

Пастырские послания направлены против эклектической ереси, являющейся дохристианской разновидностью синкретического иудаизма. Лжеучителя пропагандировали отрицательное отношение к телу, как источнику зла. Основанием такого понимания являлся дуализм. Согласно гностическим представлениям весь видимый мир — зло, он является темницей духов, порабощенных материей и аффектами частиц божественного света, оказавшихся во власти небытия и хаоса. Освобождение из темницы мира достигается через причастность божественному знанию (гнозису) и через постижение природы собственного духа, как частицы единственного истинного Бога — Абсолюта, Отца Нерожденного. Представление о спасении как полном избавлении от материальности. Спасение достигается через практику аскетизма или, наоборот, в крайнем либертенизме. Разбираемый отрывок один из многих, который свидетельствует о присутствии дуалистических взглядов среди гностиков и об их влиянии на христиан. Ведь зарождающийся гностицизм в конце I века еще не выделился в отдельное движение. Гностики позиционировали себя как христиане, и не всегда было сразу понятно, что это лжеучителя. В результате у некоторых христиан сложилось неправильное отношение к телу и его потребностям. Поэтому апостол Павел обращается к Тимофею, как молодому епископу Церкви, чтобы через него (как главу) объяснить и всем верующим. Рассмотрим этот отрывок:

«Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим 5:23).

 Здесь апостол предостерегает от чрезмерного увлечения аскетизмом. При объяснении этого стиха многие комментаторы отмечают, что он не совсем подходит к контексту пятой главы. Если до этого стиха давались наставления относительно пресвитеров, то после него говорится о тайных и явных грехах людей, затем Павел возвращается к вопросу избрания пресвитеров. Вроде бы происходит нарушение единого последовательного изложения. Некоторые толкователи поэтому полагали, что апостолу вдруг пришла эта мысль в голову, и чтоб не забыть ее, он, не закончив главной мысли, записывает новую.[1] Некоторые же на основании этого вообще находили повод считать послание неподлинным.[2]

Но простота этого совета как раз служит аргументом в пользу подлинности послания. Неужели анонимный автор, который мог бы выдавать свои сочинения за труды апостола Павла, стал бы писать об этом? Вероятно, нет, так как это лишено всякого смысла. Совет, который здесь дан, полон отеческой любви к своему сыну и мог быть дан как раз апостолом Павлом своему ученику Тимофею. Относительно же якобы нарушенного единства текста, произошедшего из-за вставки этого стиха, то этому есть очень простое объяснение. Совет, который дан апостолом Павлом своему ученику Тимофею, есть продолжение того, о чем апостол говорил до этого в

22-м стихе. Речь шла о рукоположении пресвитеров. Апостол Павел говорит: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не имей ничего общего с грехами чужими, и тебя самого чистым соблюдай» (1 Тим. V, 22). Двадцать пятый стих — это личное замечание к Тимофею, в котором апостол Павел вносит ясность в свое наставление о чистоте в 22-м стихе. Призывая Тимофея оставаться чистым, апостол Павел не ратует за строгий аскетизм. Этот совет имел очень большое значение. Апостол призывал хранить себя в чистоте во всех отношениях, но не думать, что христианская чистота противоречит употреблению вина, как думают лжеучителя, проповедующие строгое воздержание в пище.

Здесь надо отметить два распространенных толкования, которые существуют на этот счет. Одно из них говорит о том, что Тимофей, возможно, принял на себя обязательство совсем не пить вина. Он хотел быть образцом духовной добродетели. Он не желал вести такой образ жизни, который мог бы заставить кого-то допустить свободу, ведущую к разрушению человека. Павел наставлял Тимофея, чтобы он не позволял этому обязательству наносить вред его здоровью. Вода в древнем мире была загрязненной и служила переносчиком таких заболеваний как дизентерия. Совет апостола Павла «употреблять немного вина» помог бы оградить здоровье Тимофея от болезнетворного действия загрязненной воды. Вино добавляли в воду, чтобы обеззаразить ее. Это согласовывалось с употреблением вина в медицинских целях в те времена. Талмуд, Гиппократ, Плиний и Плутарх — все говорили о ценности вина в борьбе с недугами желудка, вызванными употреблением нечистой воды.[3] С таким мнением, конечно, нельзя не согласиться. Употребление вина в той мере, в какой оно необходимо для поддержания здоровья, не нарушает чистоты. Но апостол не ограничивается только одной заботой о здоровье; он хочет, чтобы и это, по-видимому, маловажное действие со стороны Тимофея было направлено к разъяснению суеверия и к утверждению пасомых в истинных христианских понятиях. Возможно, апостол Павел пишет это против предписаний гностического характера (помним, что речь идет о зарождающемся гностицизме), которые касались указаний относительно пищи и пития.

В 22-м стихе апостол говорит: «Храни себя чистым», говоря о рукоположении. То есть, храни руки свои в чистоте. Возможно, «чистый, чистить» был лозунгом лжеучителей и содержал в себе гностический элемент. Этим выражением они могли защищать то, что мы называем «полным воздержанием», — чрезмерный аскетизм. Автор как бы добавляет: «Я не подразумеваю за этим словом тот смысл, который ему придают заблуждающиеся». Как известно, гностики II века были оппозиционно настроены к употреблению вина, так как они с подозрением относились к тому, что могло потворствовать телу.[4] Вероятно, то же было и у лжеучителей апостольского века. Известно, например, что ессеи (аскетическая секта), особенно отличались тем, что не употребляли вина, особенно на еженедельных праздниках.[5] С другой стороны, этот совет шел вразрез с мнением некоторых фанатичных защитников полного воздержания, которые говорили, что питье вина в принципе не совместимо с христианством. Возможно, это были недавно обращенные христиане, еще не утвердившиеся в вере. Относительно этого, апостол Павел хорошо говорит в послании к Римлянам XIV и в 1 Кор. глава VIII. Как в одном, так и в другом месте, апостол говорит, что некоторых вещей, которые сами по себе являются безопасными, безвредными, мы должны при определенных обстоятельствах избегать, ради более слабых христиан, еще не утвердившихся в вере, и для которых это может послужить искушением. Апостол Павел мудро отвечает и тем, и другим, что не надо впадать в крайности. Вино само по себе не является злом. Как сказано в Псалме 104, 15 — вино веселит сердце человека; и Господь Иисус Христос совершил чудо в Канне Галилейской, на свадьбе, превратив воду в вино (Ин. II, 3-10). Но нельзя злоупотреблять вином, ибо оно приводит к пьянству, а это уже грех. Те, кто злоупотребляют вином, не могут наследовать Царствия Небесного (1 Кор. VI.10). Поэтому апостол и говорит, что вино в небольших количествах не нарушает чистоты. Лжеучителя же с запрещением вина соединяли и другие вредные мнения, о которых мы уже говорили, что вино употреблять вообще нельзя, так как оно потворствует телу, которое есть темница души, с их точки зрения. В этом отношении пример Тимофея, как опровержение внешних требований лжеучителей, служит верным ограждением и от других более глубоких заблуждений.

Святитель Иоанн Златоуст в беседе, касающейся объяснения этого места, говорит: «Почему же он (апостол Павел) не исцелил его (Тимофея) желудка? Не потому, что не мог, а потому, что хотел и отсюда извлечь какое-либо важное наставление; а тот, чья одежда воскрешала мертвых, без сомнения, мог сделать и это. Итак, зачем же не сделал он этого? Затем, чтобы мы, когда и теперь видим людей великих и добродетельных подверженными недугам, не соблазнялись этим. Таким образом, и это служило на пользу. Если ему самому (Павлу) дан был ангел сатанин, чтобы он не возгордился, то тем более Тимофею, — потому что знамения легко могли привести его к гордости. Поэтому (апостол) предоставил ему возможность пользоваться правилами врачебной науки, чтобы и он сам меньше думал о себе, и другие не соблазнялись, и уразумели, что святые мужи, будучи одинаковой с нами природы, совершали то, что совершали. Кроме того, мне кажется, что он был подвержен недугам и от других причин; на это указывает (апостол), говоря: ради частых твоих недугов, и от желудка, и от других частей тела. Впрочем, он не позволил ему неумеренно напиваться вином. Почему апостол дает этот совет? Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «И это от великой любви его (к Тимофею): и о большем он молится для своего сына, опасаясь и трепеща за него. Он до того беспокоился о нем, что, — чего никогда не делал, — писал к нему о предметах, относящихся к телесным нуждам».[6]

Святой Ефрем Сирин очень кратко говорит: «Отныне не одну только воду пей, не скажу и того, чтобы ты пил вино — но немного (вина) пей, ради желудка твоего и частой твоей немощи, — слаб он сделался от многих постов, — а также ради многочисленных немощей, кои непрестанно посещают тебя по причине болезни желудка твоего».[7]

Еще сжатее толкует блаженный Феодорит Кирский: «Исцеляя других словом, ученику предлагает Апостол врачевание вином, веруя Изрекшему: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. XII, 9)».[8]

Как видим, святые отцы говорят нам о том, что нельзя злоупотреблять вином. Блаженный Феофилакт Болгарский уточняет: «Ибо юность горяча, и от вина скоро приходит в движение. Почему же не исцелил его Павел, который убрусцами своими воскрешал мертвых (Деян, 19, 12)? Чтобы мы, когда и теперь видим святых людей, подверженных недугам, не соблазнялись и не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди (подобные нам); наконец, чтобы и сам Тимофей не возгордился своей добродетелию. Об этом пространно сказано у святого Иоанна Златоуста в начале так называемой книги «О статуях». Но кажется, что Тимофей от природы был болезненный человек, подвергался недугам не желудка только, но и других частей. Поэтому апостол и прибавил: и частых твоих недугов».[9]

Святитель Феофан Затворник, обобщая то, о чем говорили до него святые отцы, говорит: «Храни себя в чистоте, эти слова могли понудить св. Тимофея к большему воздержанию, и к большей строгости в отношении к телу, как самому прямому средству к соблюдению чистоты. Но св. Тимофей и так постоянно вел крайне воздержанную жизнь, несмотря на то, что не пользовался крепким здоровьем и часто недуговал, может быть, особенно недугами желудка. Припомнил сие Апостол и, умеряя данный урок, говорит как бы: слушай же: себя чисто соблюдай, ты не бросься на больший подвиг воздержания. Не делай этого. Тебе по состоянию твоего здоровья, напротив, нужно некое послабление, и ты, с этих пор, не одну пей воду, но употребляя немного и вина... Амвросиаст так рассуждает при сем: Бог хочет, чтоб Ему служили посильно, а не так, чтоб расслабляли себя чрезмерностию, и потом имели нужду искать помощи врача. Надобно так вести дело воздержания, чтоб, если можно и потребуется, постепенно его усиливать, а не так, чтоб приходилось потом умалять его, по причине в начале допущенной чрезмерности. Чрезмерность (телесного воздержания) самую душу делает немощною, и она, обеспокоенная изнеможением тела, не столько уже бывает усердна к Божественным службам. Душа же, покойная с этой стороны, всем сердцем своим восторгается к Богу, с нераздвояемым вниманием умоляя Его даровать ей потребное ко спасению».[10]

Этот краткий и, на первый взгляд, неуместный отрывок, как мы видим, имеет на самом деле очень глубокий смысл. Опровергая заблуждение лжеучителей относительно чрезмерного аскетизма, апостол Павел обращается и ко всем последующим поколениям, напоминая о том, что чрезмерное увлечение, особенно на начальном уровне, различными телесными подвигами, может привести к надрыву и быстрому охлаждению веры. Чтоб этого не случилось, надо не впадать в крайность, а делать все в меру и постепенно. А древним лжеучителям, как и современным, апостол Павел говорит, что тело — это не темница души, но тело и душа составляют единое целое. Да, нельзя потворствовать телу. Но не потому, что оно грешно само по себе, но чтоб не привело это к злоупотреблениям. Но и чрезмерное ограничение тоже недопустимо, так как может привести к надрыву, истощению тела, а так как тело и душа взаимосвязаны, то и душа придёт к невольному утомлению и охлаждению. Поэтому необходимо стараться держаться золотой середины, блюдя себя от греха, не потворствовать плоти, но и не загонять ее чрезмерными подвигами.

Микрокосмос. Научно-богословский и церковно-общественный альманах
Миссионерского отдела Курской епархии Русской Православной Церкви. Курск 2009
 
Литература
  1. Словарь библейского богословия. Брюссель, 1974.
  2. Блаж. Феодорит Кирский. Толкование на четырнадцать посланий святого апостола Павла. М., 1861, ч.7.
  3. Блаж. Феофилакт архиеп. Болгарский. Толкование на первое послание к Тимофею. Казань, 1892.
  4. Кузнецова В.Н. Письма апостола Павла. изд. 3-е, Москва, 2000.
  5. Мак-Артур Д. Толкование книг Нового Завета 1. Тимофею. Славянское Евангельское Общество, 2002.
  6. Св. Ефрем Сирин.1 Тимофею// Творения. Сергиев Посад, 1913, т.60, ч.7.
  7. Св. Иоанн Златоуст. Толкование на первое послание к Тимофею //Творения. СПб., 1905, т. 11, кн. 1 - 2.
  8. Св. Феофан Затворник. Толкование посланий апостола Павла. Пастырские Послания. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995.
  9. Böttger G. Die Gnosis der Pastorabriefe. Gottingen, 1838.
  10. Ellicott C.H. The Pastoral Epistles of St.Paul. L., 1883.
  11. Philon Alexandreos «De vita contemplativa»//Operum omnium, Lipsiae, 1828, T. V, § 4, 477.
  12. Gordon D.F. New International Biblical Commentary: 1 and 2 Timothy, Titus. Peabody, Massachusetts: Hendrickson, 1988.
  13. Hanson A.T. The Pastoral letters. Cambridge, 1966.
  14. Raphelii G. Annotationes philologicae in Novum Testamentum. Lugduni Batavorum, 1747.


[1] Ellicott C.H. The Pastoral Epistles of St.Paul. L., 1883, p.84.

[2] Böttger G. Die Gnosis der Pastorabriefe. Gottingen, 1838, p.23.

[3] Gordon D.F. New International Biblical Commentary: 1 and 2 Timothy, Titus. Peabody, Massachusetts: Hendrickson, 1988, p.135, также Raphelii G. Annotationes philologicae in Novum Testamentum. Lugduni Batavorum, 1747, p.596; Кузнецова В.Н. Письма апостола Павла. изд. 3-е, Москва, 2000, с.152; также Мак-Артур Д. Толкование книг Нового Завета 1. Тимофею. Славянское Евангельское Общество, 2002, с.238; также б/а. Словарь библейского богословия. Брюссель, 1974, с.134.

[4] Hanson A.T. The Pastoral letters. Cambridge, 1966, p.64.

[5] Philon Alexandreos «De vita contemplativa»//Operum omnium, Lipsiae, 1828, T.V, §4, 477, p.311.

[6] Св. Иоанн Златоуст. Толкование на первое послание Тимофею // Творения. СПб, т.11, кн.1-2, с. 622.

[7] Св. Ефрема Сирин. 1 Тимофею// Творения. Сергиев Посад, 1913, т.60, ч.7, с.334.

[8] блаж. Феодорит Кирский. Толкование на четырнадцать посланий святого апостола Павла. М., 1861, ч.7, с.702.

[9] блаж. Феофилакт архиеп. Болгарский. Толкование на первое послание к Тимофею. Казань, 1892, с.66.

[10] Св. Феофан Затворник. Толкование посланий апостола Павла. Пастырские Послания. изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995. с.401 - 402.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9