Иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры: поновления и реставрации
Доклад прозвучал в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова в рамках XXII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов».
Статья

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры был построен по подобию Успенского собора Московского Кремля в 1559–1585 г. 

 
 
Собор пятиглавый и пятиапсидный, имеет шесть опорных столбов, два из которых находятся в алтарной части, а четыре – в основном пространстве храма. В плане он представляет собой немного вытянутый с востока на запад прямоугольник.

Точных сведений о начальном этапе сложения иконостаса, который относится ко времени освящения собора, то есть к 1585 году, на данный момент не обнаружено. Попытку реконструкции утраченного комплекса предприняла сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника Токарева Т. Ю[1].

Современный иконостас в разных источниках датируется концом XVII или началом XVIII века. Пятиярусный резной иконостас, состоящий из местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, включает в себя семьдесят шесть икон.



Иконостас увенчан Распятием с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом. В верхней части Креста находятся три херувима: два по сторонам и один над Крестом. Венчает всю композицию резная царская корона.  Под распятием расположены 4 клейма с изображением Страстей Христовых. За иконостасом находится трехъярусная галерея, подобная галерее Успенского собора Кремля.

    

Рама иконостаса выполнена в технике флемской резьбы. Колонки алтарной преграды Успенского собора богато декорированы хитро переплетенными ветками виноградных лоз, архивольт и фризы – диковинными цветами. Распятие с предстоящими Богородицей и апостолом Иоанном Богословом обрамлены резным узором из подсолнухов, роз и гроздьев винограда. Панели под местным рядом иконостаса также декорированы растительным орнаментом и картушами. Все эти резные элементы обладают глубоким смыслом и могут трактоваться как изображение «райского сада». О резчиках иконостаса точных сведений не найдено. Но по характеру резьбы можно предположить, что это мастера Оружейной палаты.

Иконостас заполнен иконами хорошего письма. Расположение икон такое, какое было установлено с 17 века в соответствии с реформами Патриарха Никона – над местными иконами находятся праздники, далее деисус и другие ряды. Местный ряд иконостаса сохраняет иконы XVI в., а все остальные принадлежат в основном концу XVII в., то есть изготовлялись одновременно с росписью стен или сразу же после их создания[2].

Иконы и резьба иконостаса Успенского собора за историю своего существования неоднократно поновлялись и сведения об этом хранятся в рукописных источниках. Кроме того, об этом свидетельствуют реставраторы, делавшие пробы на иконах (почти на всех иконах 3-4 слоя записей).

Так, например, в деле 1786 года «О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей» говорится «о высылке из Москвы знающих двух иконописцев, для поправления в стоящей внутри Лавры соборной Успенской церкви в иконостасе некоторых местных образов»[3] по просьбе архиепископа Московского и Калужского Платона. Присланные иконописцы дьякон Иван Андреев и Григорий Львов поновили местный образ Софии (из доклада учрежденного собора архиепископу Платону от 12 августа 1786 г.)[4].

Василий Павлович Зубов, принимавший непосредственное участие в реставрации Свято-Троицкой Сергиевой лавре в качестве секретаря Учёного совета по реставрации лавры приводит такие сведения, — в деле 1865 г., (№ 152 на листе 15-м) указан перечень икон, подлежащих исправлению, среди которых местный образ Софии Премудрости Божией[5].

Горский А. В., описывая иконостас Успенского собора, указывает, что иконы в нем «по мере надобности, поновлены в 1839 году»[6], и архимандрит Троице-Сергиевой лавры Леонид дополняет «в 1880–1881 г. Успенская церковь обновлена во всех частях… В иконостасе резьба исправлена и он вызолочен вновь мастером Астафьевым, иконы очищены от позднейших исправлений и реставрированы живописцем Рогожкиным; на икону Благовещения устроена новая сребропозлащенная риза»[7]. О поновлении иконостаса писал и Голубинский Е. Е[8].

В 1922 году советская власть проводила изъятие церковных ценностей под предлогом борьбы с массовым голодом в России. В этот период с местных образов иконостаса были сняты драгоценные оклады.

Из дел, хранящихся в архиве Троице-Сергиевой лавры с середины XX столетия мы узнаем о реставрациях иконостаса, которые проводились после возращения лавры Русской Православной Церкви.

В 1980 году проводилась реставрация рамы иконостаса. В ходе работ была восстановлена позолота.

В 1981 году был поднят вопрос о реставрации некоторых икон иконостаса Успенского собора, в связи с их аварийным состоянием. По этой причине было отправлено письмо в Министерство культуры РСФСР с просьбой о выдаче разрешения реставрацию икон[9]. Чтобы ускорить процесс реставрации было направлено письмо в Министерство культуры РСФСР с просьбой разрешить реставраторам Лавры принять участие в работах по иконам Успенского собора[10].

В ходе реставрационных работ некоторые иконы иконостаса и иконы на столбах Успенского собора были расчищены от поздних записей: «В частности, в 1986 году были расчищены от загрязнений и поздних записей до авторских слоев иконы Преподобного Сергия, Положение ризы Господней и преподобного Никона»[11]. Иконы преподобного Никона Радонежского XVII века и преподобного Сергия Радонежского XVII в. находились под тремя слоями записей. Реставрацию провели руководитель работы Чуракова Екатерина Сергеевна и художник-реставратор Алдошина Наталья Евгеньевна.


 

В 1987 году проводилась рентгенографическое исследование трех икон из местного ряда иконостаса «Успение», «София – Премудрость Божия», «Господь Вседержитель».

В 1988 году в канун 1000-летия Крещения Руси группа реставраторов раскрыла от поздних слоев записи главную храмовую святыню Успенского собора — икону «Успение Пресвятой Богородицы»[12]. Икона поступила на реставрацию со значительными потертостями и утратами красочного слоя[13]. В результате проведенных раскрытий с применением новых технологий[14], «сделанных с послойным удалением записей (2-х слоев), была открыта оригинальная живопись XVI века»[15].

   

В ходе работы с документами из Российского государственного архива древних актов было обнаружено два рисунка плана иконостаса. На этих планах видно, что на нижних панелях местного ряда были клеймы-картуши с изображением сюжетов из Ветхого Завета. Все клеймы подписаны и можно прочесть, что было в них изображено. Первый[16] план 1865 года, второй[17] - без даты. План иконостаса на первом рисунке соответствует современному виду иконостаса, если не считать клейм под местным рядом. Второй план имеет больше отличий: во-первых, расположение крайних местных икон на южной стороне не соответствует современному виду – икона преподобного Сергия находится за дьяконской дверью, ближе к иконе «Положение Ризы Господней», сейчас дверь находится между иконой преподобного Сергия и иконой «Положение Ризы Господней»; во-вторых, отличается на северной и южной стороне расположение клейм на нижней панели местного ряда; и в-третьих, в праотеческом ряду крайняя икона на северной стороне подписана как образ праотца Иосафата, тогда как на первом рисунке и в современном виде на этом месте находится икона праотца Иссахара. Пока трудно объяснить с чем связана разница между этими планами. Возможно, во втором случае это ошибки художника. Но оба эти рисунка подтверждают, что какое-то время на нижних панелях местного ряда были изображения, которые утрачены. Возможно из-за плохой сохранности их покрыли позолотой в 1880–1881 году, когда проводилась реставрация рамы иконостаса, о которой писали Голубинский Е. Е.[18], архимандрит Леонид[19] и другие историки.

    



К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре с 2012 года по сегодняшний день проводится реставрация, которая коснулась и иконостаса Успенского собора. В ходе реставрации рамы иконостаса были восстановлены поврежденные резные элементы и позолота. Также была проведена легкая реставрация икон. Они были очищены от загрязнений и копоти. После проведенных работ иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры предстал в обновленном виде и по-прежнему является главным украшением интерьера собора.

В заключение хотелось бы добавить, что приведенные в этом докладе данные о реставрациях иконостаса не являются исчерпывающими. Но помогают составить представление о том, как изменялась алтарная преграда Успенского собора лавры в течение трех столетий.


Список литературы:

1.Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М.,  1989. №8 (ЖМП). С. 70

2.Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М.: Наука, 1996. С. 129

3.Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182

4.Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры с приложениями архим. Леонида. Часть I. 1941 http://old.stsl.ru/lib/book4/com-3.htm#21

5.Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. M. 1842. С. 23

6.Зубов В. Успенский собор//Матер. по ТСЛ ЦАК МДА Машинопись. С. 54

7.Токарева Т. Ю. «К вопросу об иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря (по материалам описей 1641 и 1701 гг.)» Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. М., 2000., с. 103.

8.Токарева Т.Ю. Местный ряд иконостаса Успенского собора Троице-Сергиевой лавры по Описям 1641и 1701 гг. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России.Сборник материалов II международной конференции. Калининград, 2002., с. 330.

Источники:

1.Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Документация по Успенскому собору 1980-1985 гг. (04/50 арх. 479). Л. 7, 9

2.Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей, РГАДА. 1341. Л. 2.

3.Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей. РГАДА. 1341. Л. 3.

4.Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 4 об.

5.Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 9

6.Рисунки иконостасов Успенского собора/предалтарного и задних столпов. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №217. 1865.

7.План иконостаса Успенского собора. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №433.283. Б/д.


[1] Токарева Т.Ю. Местный ряд иконостаса Успенского собора Троице-Сергиевой лавры по Описям 1641и 1701 гг. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России.Сборник материалов II международной конференции. Калининград, 2002., с. 330. Токарева Т. Ю. «К вопросу об иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря (по материалам описей 1641 и 1701 гг.)» Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. М., 2000., с. 103.

[2] Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М.: Наука, 1996. С. 129.

[3] Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей, РГАДА. 1341. Л. 2.

[4] Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей. РГАДА. 1341. Л. 3.

[5] Зубов В. Успенский собор//Матер. по ТСЛ ЦАК МДА Машинопись. С. 54-

[6] Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. M. 1842. С. 23

[7] Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры с приложениями архим. Леонида. Часть I. 1941http://old.stsl.ru/lib/book4/com-3.htm#21

[8] Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182.

[9] Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Документация по Успенскому собору 1980-1985 гг. (04/50 арх. 479). Л. 7.

[10]Там же Л. 9

[11] Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М.,  1989. №8 (ЖМП). С. 71

[12] Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М.,  1989. №8 (ЖМП). С. 70

[13] Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 4 об.

[14] Подробнее о ходе реставрационных работ можно прочитать в статье «Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры», авторы Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. // Журнал Московской Патриархии. М.,  1989. №8 (ЖМП).

[15] Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 9

[16] Рисунки иконостасов Успенского собора/предалтарного и задних столпов. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №217. 1865.

[17] План иконостаса Успенского собора. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №433.283. Б/д.

[18] Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182.
[19] Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры с приложениями архим. Леонида. Часть I. 1941http://old.stsl.ru/lib/book4/com-3.htm#21


Опубликовано: Сайт МДА

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9