Тайна захоронения грузинской царицы Тамары
Образ грузинской царицы Тамары увековечен М.Ю. Лермонтовым, однако насколько он соответствует реально существовавшей личности? В этом пытается разобраться доктор философских наук, профессор Московского финансово-юридического университета Т.В. Дадианова. Также автор статьи исследует вопрос о месте и времени захоронения этой прославленной правительницы, предлагая свою версию ответа.
Статья

Художественный образ грузинской правительницы разнолико и противоречиво представлен в разных источниках. В лермонтовской трактовке предстает она как роковая хищница, сладострастная, пуще российской императрицы Екатерины II. Однако широта характеристик этой восточной женщины велика: «Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла». Без брутальности образ грузинской царицы был бы ущербен. Я уверенна, что она действительно обладала крутым нравом, но не в той степени, как стихотворная жительница башни в глубокой теснине Дарьяла. Тамара ломала стереотипы: женщина на троне – явление редкое в Средневековье. Ее называли не царицей, а царем – «мэпе» (по-грузински). Отец Георгий III возлагал на единственную дочь большие надежды.

Она была дочерью осетинской (аланской) царевны Бурдухан. Аланы издревле ценились как сильные, смекалистые, статные и доблестные героические воины. Багратиды с большой охотой брали в жены аланских (осетинских) царевен. Георгий I связал супружеские узы с Альдой. Баграт IV – с дочерью царя Урдура Бореной (сестрой Дорголеля). В то же время дочь Давида-Строителя вышла замуж в Аланию. Его сын Деметре I женил своего младшего сына (в будущем, Георгия III) на дочери царя осетин Худана красавице Бурдухан. Деметре I понимал, что без военной и политической помощи осетин, замешанной на близких родственных отношениях, не устоять против набегов постоянных захватчиков-иноверцев.

Воинов Алании с большой охотой приглашали служить правители разных европейских государств. С аланами рады были породниться и роднились византийские правители. Великий русский князь Юрий Долгорукий, по одной из версий, был женат на аланке и имел от нее сына Андрея Боголюбского. Второй его сын Всеволод III родился от гречанки, но женат был на аланке (осетинке) Марии-Ясыне, дочери царя Фарна (Шварна). Ее прах покоится во Владимире в созданном ею же Свято-Успенском Княгинином монастыре[1]. Мария и Тамара были родственницами. Мария родила Всеволоду III 12 чад, за что его прозвали «Большим гнездом». Дети были красивыми, трудолюбивыми, много сделали для возвышения прообраза монархии – самодержавного государства Владимиро-Суздальской Руси. Константин строил храмы в Ростове и Ярославле; Георгий, став после смерти отца Великим князем Владимирским, не только обустраивал страну, но и участвовал в военных походах. Погиб в схватке с вероломным отрядом татаро-монгола Бурундая в 1238 г. на реке Сить (ныне – север Ярославской области). Замечательные дочери Марии-Ясыни и Всеволода III: Всеслава, Верхослава, Вышеслава, Собислава помогали своим мужьям князьям-русичам обустраивать княжества, а во время их участия в военных походах осуществляли руководство землями. Сын Ярослава Всеволодовича – переяславский князь Александр – прославился как национальный освободитель Руси. Это имя до сих пор сопрягают с именем «Россия». Вполне закономерно, что мощи Александра Невского перевез из Переяславля в Санкт-Петербург император Петр I.

Героика была в генах у Тамары Георгиевны Багратиони. Еще при своей жизни отец ее стажировал, воспользуемся современным словом, для выявления и претворения в жизнь государственных интересов будущей Грузии. По разумению Георгия III, выдавать такую умницу замуж в другие страны не было никакого резона и прока. Сильная личность нужна была именно для возвышения Грузии, для упрочения державного статуса на мировой арене. Но обладателей руки и сердца Тамары было немало. Выходить замуж за двоюродного брата Демну было неперспективно: разве что объединить два клана Багратидов и ликвидировать соперничество за трон. Но дальновидный Георгий III его устранил: сначала взял в плен, а что случилось с юношей далее, об этом история умалчивает.

Мужа Тамаре все же подыскали. Может быть, поспособствовали связи ее тети Русудан (сестры отца), которая недолго была замужем за Изяславом Мстиславовичем Киевским (двоюродным братом Андрея Боголюбского), которого на дух не переносил Юрий Долгорукий. Избранником оказался сын Андрея и внук Юрия Долгорукого – Юрий Боголюбский. Царедворец Вардан Дадиани был рад этому союзу. Местные царьки и князья, не говоря уже о правителях сопредельных мощных государств, мечтали взять в жены такую красавицу и в придачу ее державу. Под натиском своих вельмож она все-таки вышла замуж за Юрия: хоть он и был ей не по душе, но постоянно в течение двух лет участвовал в военных походах и не без успеха. Нрава Ю. Боголюбский был веселого, чрезмерно любил застолья и в подпитии не редко делил ложе с воинами. Для него важнее была власть: дядя Всеволод III «Большое гнездо» изгнал из Великого Новгорода Юрия Андреевича за его грехи и вероломство матери.

Тамаре были нужны сильные, здоровые, с хорошими генами наследники и муж – мощный защитник и объединитель грузинского царства, а не гуляка, развратник и интриган. Вскоре она его выдворила вон со словами: «Я не могу исправить тень кривого дерева…» Мотовство вредило казне. В 1189 г. возвращается в Тбилиси Давид-Сослан, откуда он ранее уехал по причине свадьбы Тамары с Ю. Боголюбским. Этот строгого и достойного кавказского воспитания юноша соответствовал званию «не мальчика, но мужа». Она его знала с детства, их вдвоем воспитывала расторопная тетя Русудан Деметреевна, помогая тамариной матери Бурдухан Худановне. Отечество оказалось в опасности: Юрий (тут он назвался Георгием) на юге Иверии – в Самцхе и Имеретии, заняв Кутаиси и Гори, с апломбом короновался в Гегути. Местные царьки ему присягнули, поддерживаемые идеологически недовольными столичными вельможами. Даже преданные царедворцы клана Дадиани разделились на два лагеря. Но Тамаре по стати и по стратегии более подходил алан Сослан. Он был и красив, и силен, хорошего телосложения, владел многими языками, и знатен (из рода Царазонов), и богат: имел свои серебряные и свинцовые рудники в Уаллагирском (Алагирском) ущелье, психологически гибок и выдержан – истинный соправитель царицы Тамары. Об аланских воинах слава простиралась до Атлантического океана. Героическая Алания часто удерживала натиск захватчиков, стремившихся овладеть Закавказем и Северным Кавказом. Сослан (в крещении, Давид) пополнил казну, доставив из Алании несколько арб (телег) с серебром и золотом. Сразу окунулся в острые баталии в качестве полководца. Последовал разгром в 1195 году сельджукских султанов под эгидой Абубекра, захват турецкого форпоста Карса и полное фиаско войск западно-турецких правителей в Басианской битве в 1205 году под предводительством ретивого султана Рума Рукн-ад-Дина. Грузия теперь простиралась от Каспия до Черного моря. Буферное южно-причерноморское Трапезундское царство было создано в апреле 1204 года, где стал царствовать византиец Алексей Комнин, воспитанный в Иверии. Слава о Тамар-мэпе и Грузии достигла Византии и Палестины. Историк, поэт Басили того времени писал: «Но лев по когтям узнается, а Тамар – по делам: кто пожелает знать, пусть посмотрит города, крепости и области, принадлежащие султанам, ею взятые, границы, вдвое ею расширенные против тех, которые она, воцарившись, застала, как крайние пределы царства, – и ищущий правды о делах Тамар уже по одному этому узнает ее»[2].

Современные грузины должны с благоговением воздать дань уважения не только мудрости, политической воле царицы Тамары, но и доблестнейшему царю Сослану-Давиду Царазону – соправителю Грузии, полководцу и любящему мужу. У них родились наследники: Георгий IV (Лаша) и Русудан, которые получили достойное воспитание, и в труднейшие, лихие годы татаро-монгольского нашествия достойно держали бразды правления. Во время их юности военная мощь соседнего Аланского (Осетинского) царства теперь не могла выстоять перед новой мощной пассионарной державой. Русские княжества были покорены. Владимиро-Суздальское государство, во главе которого стоял осетинский зять Всеволод III, рухнуло. Сами аланы (асы, осетины), хотя и сопротивлялись героически, но историческая слава была, к сожалению, уже не с ними. Правящая династия объединенной феодальной монархии Грузии тоже не имела должных сил консолидировать и защищать народы Кавказа в мировой политике и в сфере культуры. Дети Тамары и Давида оказались в других международных реалиях и уже не могли справиться с поставленными историей задачами. Время было суровое и неистовое. Это не 1190 год, когда величайшие монархи Европы отправились на Святую землю бороться с арабами под предводительством Салах-ад-Дина – султана Египта и Сирии (1138–1193). В Крестовом походе приняли активное участие: Ричард I Львиное Сердце – король Англии (1157–1199), Филипп II Август – король Франции (1165–1223), Леопольд V – герцог Австрийский (1157–1194), Ги де Лузиньян – король Иерусалимского королевства (около 1150–1194), Конрад де Монферат – сеньор Тирский (около 1145–1292), Фридрих I Барбаросса – император Священной Римской империи (1122–1190). Тогда состоялись жуткие бойни крестоносцев с арабами. В трех крестовых походах были убиты и уморены с обеих сторон тысячи людей. Иерусалим крестоносцы так и не взяли, хотя были на краю успеха. Видимо, имело место «психологическое выгорание» с двух сторон. Заключили почетный мир католики-христиане и арабы-мусульмане. А сколько людей с двух сторон до этого полегло в Акре, Яффе, не говоря уже о крепостях, разрушенных с помощью метательных машин – требушетов! Алчность, мародерство все-таки захлестнули европейских крестоносцев.

Но, как я выше отметила, пришло другое время, другая расстановка сил. Георгий (Лаша), сын Давида-Сослана и Тамары, должен был исполнить клятву, данную матери перед смертью – похоронить ее на Святой земле. По одной из версий грузинская царица умерла 18 января 1201 года, а по другим: в 1209 или в 1213 году! До сего времени археологи, историки, литературоведы ищут место захоронения ее праха: в Мцхете, Бетании, в скальном монастыре в Вардзии, на западном склоне горы Казбек, в Касарском и Джейрахском ущельях… Георгий-Лаша был воспитан в религиозной атмосфере почитания образов святых воинов, особенно святых Георгия, Дмитрия Солунского, Федора Тирона и, конечно же, Богородицы, Честного Креста… Он, как человек с кавказским менталитетом, не мог не выполнить клятвы, данной матери. Я придерживаюсь мнения, что великая царица Тамара покоится в одном из грузинских монастырей вблизи Иерусалима, равно как и драгоценности царского двора. Подкатывавшиеся тучи татаро-монгол подвергали все опустошению. Тамара знала, что предки её отца вышли из Палестины. (Жаль, что в 1949 году был закрыт историко-этнографический музей грузинского еврейства в Тбилиси, наверное, он прояснил бы полнее этот факт).

Генеалогию Багратионов от Адама до царя Давида средневековый историк Сумбат прослеживает по Евангелию от Луки (3,32 – 38), а от царя Давида до мужа Богородицы Марии – по Матфею (1,1 – 16), при этом с той разницей, что, в отличие от Евангелия, он привлекает в повествование брата мужа Марии – Клеопу. Источником сведений о Клеопе – брате Иосифа –служит для Сумбата «Церковная история» Евсевия Кесарийского (об этом подробно писал Г. С. Мамулиа в 1971 г.). Далее идет линия потомков Клеопы. Один из потомков Клеопы Соломон родил семерых сыновей, которые направились из Палестины и прибыли в Армению, в Акилисену, находившуюся в верховьях реки Евфрат, к какой-то малоизвестной царице Ракаэл. Она их окрестила. Три брата остались в Армении, у одного из них было имя Баграт. Он стал родоначальником армянских Багратидов. Остальные прибыли в Картли. Одному из них удосужилось стать эриставом (правителем) Картли. Его потомки стали Багратионами Картли.

Грузинские Багратиды хорошо знали свои генетические корни, свою родословную. Оттого-то в экстремальных ситуациях царица Тамара доверялась Богу-Вседержителю, всегда молилась Деве Марии и уповала на Честной Крест. (Следует подчеркнуть, поперечное бревно – патибалум, на котором был распят Христос, преступники вырубили из ствола уникального чудо-дерева с тремя кронами: кедра, сосны и кипариса. Оно было с великим трудом выращено легендарным Лотом именно на том месте, где потом был построен грузинский монастырь Честного Креста в Иерусалиме).

Подтверждением палестинского захоронения Тамары является письмо французского крестоносца, рыцаря Г. де Буа архиепископу безансонскому Амадею де Тремеле о христианах из Иверии. Цитирую часть письма: «Послушайте новую историю, достойную удивления: нас осведомили, и вестники, достойные доверия, нам это подтвердили, что какие-то христиане из Иверии, называемые грузинами, энергично восстали против неверных язычников; они составляют неисчислимое множество всадников и пехотинцев, и уже, благодаря божьей помощи, они форсировали триста замков и девять больших городов, озаботившись удержать наиболее сильные и превратить в пепел остальные. Один из этих городов, расположенный на Евфрате, был самым знаменитым из всех языческих городов: его повелителю, сыну вавилонского султана, плененного христианами, о которых я Вам рассказываю, отрубили голову, хотя он и пытался спасти свою жизнь, предложив огромный выкуп. Что добавлю я еще? Со всех сторон идут на неверных множества, воодушевленные надеждой освободить Святую землю. Благородный царь этих народов, которому 16 лет, равен Александру (Македонскому) по доблести и могуществу, хотя и отличается от него верой. Этот человек везет с собой останки своей матери, столь могущественной царицы по имени Тамар: ибо при жизни она его побудила идти в Иерусалим, прося его, когда она умрет, перенести ее останки к гробу Господню. Глубоко чтя желания своей матери, царь намеревается похоронить ее в Святом городе с согласия неверных, или вопреки ему.

Кроме того, мой господин, тотчас же после того, как я написал Вам изложенное выше, мы были осведомлены о событии странном, горестном и ужасном. В течение последней недели августа надежные вестники сообщили нам, во что мы, однако, верим с большим трудом, что было землетрясение самое сильное из тех, которые помнят. Оно началось за два дня до праздника св. Иоанна Крестителя в земле Лозорской, которая граничит с землей султана Иконийского (ныне Икония – в Турции). И было оно столь сильным, что несколько городов и замков были разрушены, и что два города и аббатство, расположенное у города по названию Филадельфия, были разрушены и стали пропастью. С ними исчезли и их жители, на том месте земля осталась совершенно ровной. Но то, что мне остается Вам сказать, мой господин, особенно достойно изумления, и, тем не менее, нет ничего более достоверного. Гора, которую землетрясение раскололо посередине надвое, извергала в течение целого дня, с одной стороны, кровь, а с другой – молоко; затем на следующий день увидели на том месте очень зловонную воду и величайшую кучу песка. А земля, где это чудо произошло, принадлежит христианам, вот почему я Вас ставлю об этом в известность, чтобы Вы объявили это народу». Уважаемые читатели, обратите внимание на это страшное природное явление. Установление точной даты его свершения поспособствует объективной датировке похода Лаши-Георгия на Святую землю к Иерусалиму, дабы захоронить тело умершей матери.

Картвелолог Михаил Тамарашвили (1858–1911 гг.) добросовестно в Риме изучал материалы грузинской культуры в архиве Ватикана. О факте перенесения останков царицы Тамары в Иерусалим одобрительно высказывались профессор С. Какабадзе[3] и академик Ш. Я. Амиранашвили[4]. Опираясь на исторические данные, последний напомнил дату смерти царицы 18 января 1206 года. Ее прах был упокоен в Мцхете по причине суровой зимы, а затем его поместили в склеп в Гелати. Ежегодно, сняв могильную плиту со склепа, справляли поминальный молебен до той поры, пока ее сын Лаша-Георгий, найдя удобный момент, не воспользовался помощью французских рыцарей.

Но стоит все-таки уточнить, где находится ее прах. В Храме Господнем у Христа? Руководитель Римско-католического института востоковедения «Понтифиче» Альберто Фори прекрасно был ознакомлен с этим фактом и, став патриархом иерусалимских католиков в 1946 г., пригласил к себе итальянского археолога П. Вирджилио Корбо, дав ему задание произвести раскопки вблизи Иерусалима в пустыне Иордана на территории вероятного расположения грузинского «Лазского» монастыря. Это и было сделано, и в результате был обнаружен грузинский монастырь святого Феодора (Теодора) с уникальными мозаичными надписями на полу, которые разобрали и уложили на цементную основу в виде плит в Иерусалимском музее. В 1977 раскопки активизировались, так как ранее, кроме предполагаемых могил Иоана Лаза, Петра Ивера и Абрама Архибеля, других не нашли. 61 год назад (начало 1953 г.) советское правительство приняло решение отправить за границу когорту грузинских ученых для розыска и доставки в нашу страну материалов древнегрузинской культуры. Состоялся ли отъезд грузин в эти места и каковы результаты экспедиции – неизвестно. Следовало бы досконально проштудировать труд П. Вирджилио Корбо на итальянском языке[5]. Грузины также не знают, где похоронен великий полководец, царь-соправитель и муж Тамары осетин Давид-Сослан. После Басианской битвы вельможам он оказался не нужен: границы Грузии грандиозно расширил, а далее они смогли и сами править без него.

Прошло восемь столетий, можно ведь уже найти время, средства для поиска могилы (захоронения) Тамары – национального героя Грузии и русской святой. Определение даты ее смерти представляет трудность: по разным источникам от 1201, 1206, 1209, и до 1213 года. А в захоронении царицы должны быть и артефакты.

Необходимо по ходу повествования заметить, что я не считаю, что прах Давида-Сослана покоится в Нузале (Осетии). Он может находиться в Храме Креста в Иерусалиме. Существует версия, что псевдоним Сослана – Шота Руставели (то есть руставский, слово образовано от названия древнейшего села Рустави в Южной Осетии – Двалетии). Мне импонирует гипотеза, принадлежащая С. Шаншиашвили, высказанная им в среде своих близких друзей ещё во время приезда к ним в Грузию поэта Сергея Есенина. Споря об авторе легендарной поэмы, он аргументировал, что Руставели – псевдоним, а произведение носит автобиографический характер. Создатель произведения воспитывался вместе с Тамарой. В «Картлис Цховреба» ничего не говорится о Шота Руставели, а вот о Давиде-Сослане повествуется, что он воспитывался в Атени и был поэтом. Свое авторство не афишировал из-за рыцарских соображений, чтобы не ставить Тамару в неловкое положение[6]. Как истинный джигит (рыцарь), Сослан (Шота) пришел вовремя к царице Тамаре на помощь, когда надо было подавить дворцовые перевороты в провинции Самцхе, Имеретии, руководимые Ю. Боголюбским. А когда она увядала, нуждалась уже в других соратниках.

Да и он слишком много знал: дворцовая жизнь немыслима без амбивалентности. Сослан (Шота) имел много серебра и золота (вспомним его рудники в Алании). На свои деньги он отреставрировал старинные рукописи и храм Креста в Иерусалиме, где имеется фреска с его изображением между гимнографами св. Максимом и И. Дамаскиным. Кстати сказать, в XVII веке царь Менгрелии Леван II Дадиани (1591–1657 гг.) предпринял реставрацию и обустройство храма интерьером и церковной утварью. Мастера его златокузнечной приложили много сил и стараний, чтобы облагообразить помещения. Художники, кроме святых, изобразили даже его самого и его любимую Нестан-Дареджан в знак огромных финансовых затрат царя. После этих эстетических метаморфоз, святилище было передано Греческой церкви.

Необходимо скрупулезно вчитываться языковедам в текст мирового шедевра – рыцарского романа «Витязь в барсовой шкуре» (кстати, барс (горный леопард) – геральдический знак, герб Осетии с давних пор). Издревле поэма называлась «Барсова кожа». Она писалась, вероятно, в течение шести лет. С 1183 года, когда Тамара была обвенчана с Ю. Боголюбским, по 1189 год, когда вышла замуж за Сослана. Данное время написания определил историк Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» (1816–1829 гг.). Изучая своеобразие стихосложения, зиждящееся на 16 слогах, разделенных на две части цезурой, следует найти те места, где имеются пропуски слогов и искажения, как это заметили дореволюционные украинские исследователи, долго проживавшие на Кавказе, А. Навроцкий и Н. Гулак, блистательно владевшие многими языками, а также методом сравнительного языкознания. Необходимо внимательнейшим образом изучить и рукопись «Барсовая кожа», выполненную на тонкой бумаге. Еще Д. З. Бакрадзе в своей статье, отмечал: «В Московском Главном Архиве министерства иностранных дел хранится рукописная «Барсова кожа»[7]. Она написана на тонкой бумаге и заключает в себе 259 листов с раскрашенными полями, с изображением людей, животных и цветов. Другою рукою на более тонкой бумаге писаны и позже, по-видимому, вставлены листы (c. 32, 33, 53, 58-61, 67, 68, 75, 76, 83. 85). Между 4 и 5 листом вырван лист, но нумерация идет в порядке. Эту рукопись мы сопоставили с печатным текстом «Барсовой кожи», изданной Д. Чубиновым в С.-Петербурге 1886 году и убедились, что, помимо общей части, даются новые, весьма любопытные дополнения. Теперь поэма XII века разукрашена пылкой фантазией, подробностями и дополнениями, которые ни по стилю, ни по ходу рассказа не могут быть приписаны перу Руставели. Некоторые из этих добавочных строф являются, так сказать, естественной интерполяцией, возникшей из желания ближе связать отдельные части поэмы (с. 62), другие, напротив, представляются излишними повторениями предшествовавших строф (с. 55, 57) или заключают в себе даже противоречие с общим ходом сюжета. Существует и московский вариант поэмы, напечатанный Картвеловым в 1880 году. Он также находится в печальном виде: листы перепутаны и вставлены не на свое место (c. 47, 48, 49, 153-161, 187, 218, 219, 222, 225). Несколько страниц заклеено белой бумагой, а две или три, видно, вовсе исчезли». Потом автор подчеркивает, что даже некоторые буквы, используемые в приписках, соответствуют приблизительно XV–XVII векам, поэма же написана в XII веке, что давно научно подтверждено. Это настоящее святотатство по отношению к такому шедевру, как «Барсова кожа». Одним словом – варварство и даже мародерство!

Лет 25 назад я попросила разрешения сопровождать домой пешком в район Осетинской слободки на ул. Кабардинскую во Владикавказе Б.В. Техова (там раньше он жил)  – крупнейшего археолога, присутствовавшего при раскопках погребения под руководством Е.Г. Пчелкиной в 1946 г. в типичном языческом склеповом сооружении в Нузале. По дороге я его расспрашивала о многом, что меня тогда очень интересовало: например, где именно издавна пролегал на Кавказе маршрут Шелкового пути, где бы могла находиться сейчас моздокская Иверская икона, которую подарила осетинам царица Тамара и др. Но под конец разговора в сердцах выпалила: «Неужели Вы вправду, досточтимый Баграт Виссарионович, полагаете, что погребение этого мужчины с оружием и личными вещами принадлежит мужу царицы Тамары – Давиду-Сослану Царазону? Я проштудировала работы Мамукаева Т.Б. «Тайна Нузальской часовни» и Лолашвили И. «Тайна склепа Давида-Сослана». Все же усомнилась только потому, что царь-соправитель был высок и статен, а скелет принадлежал человеку небольшого роста?!» Сделав большую паузу, деликатный Б.В. Техов процедил слова: «Я тоже сразу тогда обратил внимание, что это был скелет мужчины невысокого роста, да и кости расположены не в той части склепа, где по этикету их следовало бы поместить!»

Кто же вез останки царицы на Святую землю, и сколько лет было паломнику? Лаша-Георгий имел на лице изъян и имел прозвище «Сокур» (косой). Согласно летописям, его глаз был поврежден (по-осетински, coxъxъыр). Недостаток сразу можно было заметить и отразить в письме рыцаря-крестоносца к архиепископу Безансона. Давид-Сослан женился на Тамаре в 1189 году, а погиб, по одной из версий, в 1207 году, сыну было лет 7. А рыцарь-крестоносец Г. де Буа увидел юношу лет 16. Значит, поход Лаши на Святую землю был в 1212 году, когда он окреп, возмужал, стал полководцем, собрал мощный отряд и отправился на обетованную землю, неистово сокрушая нехристиан и мстя язычникам.

Цари Грузии Тамара и Давид-Сослан – уникальные личности. По уровню кругозора, духовным потребностям они опередили время. Мощные ростки эпохи Возрождения просматриваются в деяниях этих великих людей. Я полагаю, их прах покоится на Святой земле: Тамары возле гроба Господня, или останки перемещены в храм Креста, а Сослана – в храме Креста! Эти выдающиеся личности были истинными христианами, а не язычниками.

Надеюсь, что предложенные мной версии раззадорят поисковый энтузиазм молодых исследователей. Ищите и обретёте! Вы на пути к разгадке тайн! А брутальные выходки царицы, запечатленные в легенде Лермонтова М. Ю. «Тамара» – отражение 800-летних идеологических диверсий ассасинов и ее противников-сородичей, в частности, Юрия Боголюбского, бесславно сгинувшего на Северном Кавказе, недалеко от нынешней гребенской (терской) станицы Наурской.



[1] Дадианова Т. В. О Марии-Ясыне – великой просветительнице земли Русской // Ярославская культура, 2004, № 1-2.

[2] Басили. Жизнь царицы Тамары. - Памятники эпохи Руставели. - Л., 1938, с. 63-64.

[3] Индустриальный Кутаиси (газета). 11 декабря 1940 г., № 286.

[4] Сабчота хеловнеба (журнал), 1961, № 4.

[5] Чачанидзе В. И. Пётр Ивер и археологические раскопки грузинского монастыря в Иерусалиме. Тбилиси: Мецниереба, 1977,с. 31-37.

[6] Шаншиашвили С. И вы должны знать, молодежь. - Тбилиси: Ганатлеба, 1977, с. 61-66.

[7] Труды V Археологического съезда. - Тифлис, 1881; Москва, 1887.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9