Согласно Евангелиям, Господь Иисус Христос умер и был снят с креста в пятницу после полудня, накануне субботы. Богатый ученик Иосиф Аримафейский попросил у Понтия Пилата разрешения снять тело Иисуса с креста и погрести до захода солнца в соответствии с иудейским законом. Поскольку не было времени на приготовление гробницы до наступления субботы, Иосиф поместил тело Иисуса в своем собственном семейном гробе.
Надежность свидетельства Евангелия, которое было написано спустя одно поколение после смерти Иисуса, неоднократно оспаривалась учеными. Большинство дискуссий фокусировалось на литературном и историческом аспектах, таких как сопоставление датировок Евангелий и внутренних противоречий и различий в повествовании об этих событиях. Современная археология дает возможность убедиться в том, что Евангельское повествование точно отражает способ, каким евреи древнего Иерусалима погребали умерших в I в. н.э.
Богатые иудеи хоронили умерших в гробницах, вытесанных в склонах скал вокруг города. Эти вытесанные из камня гробницы использовались иерусалимской элитой только во времена, когда Израиль обладал независимым или полунезависимым статусом. Как правило, гробницы были расположены вне стен города. Каждая гробница использовалась семьей в течение нескольких поколений, что в Библии выражается словами «отойти» или «приложиться к отцам своим» (Суд. 2, 10, 2 Пар. 34, 28).
Когда умирал член семьи, тело заворачивалось в плащаницу, иногда клалось в деревянный гроб, который ставился в гробницу; а позднее кости собирались и укладывались или в отдельное хранилище, как в период Первого храма, или, в позднейший период, в оссуарий — специальный каменный ящик для костей. Поскольку затраты на изготовление погребальной пещеры в скале были большими, такие погребения могли позволить себе только высшие классы иерусалимлян. Беднейшие члены населения Иерусалима погребали умерших в простой отдельной яме, вырытой в земле, причем такие погребения трудны для обнаружения археологами.
Вырубленные в камне гробницы периода Первого храма (VIII-IX вв. до н.э.) обычно состояли из одной или нескольких погребальных комнат, имевших небольшой, ничем не украшенный вход. Каждая такая комната имела три скамьи с трех сторон, на которых полагались тела. Часто ниже одной из скамей вырывалась яма, которая использовалась как хранилище для костей ранее погребенных; когда скамьи заполнялись телами, останки и погребальные дары складывались в хранилище, чтобы освободить место для новых погребений. Так, например, неразграбленное хранилище в Кетеф Хинноме содержало большое число скелетов, а также погребальные дары, среди которых были найдены керамические вазы и масляные лампы, ювелирные украшения, печати, редкие древние монеты и два серебряных амулета[1]. Декоративные элементы этих погребальных пещер, такие как ажурные изголовья на скамьях, отражают египетский стиль погребений. В погребениях позднейшего периода также можно обнаружить явные признаки иностранных культурных влияний.
После разрушения Иерусалима и храма Соломона в 586 г. до н.э. археологические свидетельства о погребальных пещерах евреев вновь появляются только в хасмонейский период, когда Иерусалим снова стал владением иудеев. В результате маккавейского восстания в середине II в. до н.э. Иудой Маккавеем было создано независимое Иудейское царство. Хотя Иуда Маккавей и его браться были известны своим противостоянием введению эллинистической культуры, последующие хасмонейские правители, тем не менее, эллинизировали свое царство. Наиболее ярким свидетельством этого являлась монументальная семейная гробница и мемориал победы Симона Маккавея в их родном городе Модине, в который он перенес останки своих родителей и братьев.
К сожалению, до нашего времени не сохранилось никаких археологических останков этой гробницы. Однако описания таких древних литературных источников, как книги Маккавееев и Иосифа Флавия, не оставляют сомнения в том, что она была сделана как подражание гробнице царя Мавзола из Кари, так называемого мавзолея Галикарнасского (современное — Бодрум), являвшегося одним из семи чудес света античного мира: «И воздвиг Симон здание над гробом отца своего и братьев своих и вывел его высоко, для благовидности, из тесаного камня с передней и задней стороны, и поставил на нем семь пирамид, одну против другой, отцу и матери и четырем братьям; сделал на них искусные украшения, поставив вокруг высокие столбы, а на столбах полное вооружение — на вечную память, и подле оружий — изваянные корабли, так что они были видимы всеми, плавающими по морю. Этот надгробный памятник, который сделал он в Модине, стоит до сего дня» (1 Макк. 13, 27-30).
Подобным образом повествует об этом событии и Иосиф Флавий: «Симон послал в город Баску за останками своего брата и похоронил их на родине, в Модии... При этом случае Симон воздвиг отцу своему и братьям своим огромный памятник из белого отесанного камня. Вышина этого памятника была очень велика, так что он был виден на далекое расстояние; окружен был этот мавзолей портиками и обелисками удивительно искусной работы. Кроме того, он соорудил еще семь пирамид в честь своих родителей и каждого из братьев»[2].
Эти описания свидетельствуют о том, что гробница Маккавеев, подобно Мавзолею Галикарнасскому, состояла из высокого подиума с похожим на храм зданием, окруженным колоннами и увенчанным пирамидальной крышей (или в случае с гробницей семью пирамидами, по одной на члена семьи, включая самого Симона). Как указывает археолог Андреа Берлин, ни одна из этих черт не присуща древнееврейским или финикийским гробницам в Палестине[3]. Гробница Маккавеев сохранила древнюю традицию семейных погребений, но добавляет экстерьер греческого стиля и монументальности. Евреи называли такую монументальную гробницу нефеш (как сделанную ради души). Эллинистическое влияние на хасмонеев также быть видно в принятии ими греческих имен, начиная с непосредственного наследника Симона, который предпочитал греческое имя Иоанн Гиркан вместо своего еврейского имени Иоханан[4].
Гробница хасмонейского периода, называемая гробница Иасона, свидетельствует о том, что иерусалимская элита вскоре стала подражать новому стилю гробниц, введенному Симоном. Гробница Иасона расположена в Западном Иерусалиме недалеко от Рехавии[5] и называется так вследствие граффити, нанесенного на одну из стен, в котором посетителя просят оплакать смерть Иасона[6]. Гробница Иасона продолжает древнюю традицию выдолбленных в камне погребений вокруг Иерусалима, но с некоторыми эллинистическими новшествами: над гробницей была построена большая каменная пирамида.
В гробнице есть 2 помещения: погребальная комната и собственно место захоронения. Вместо вырезанных скамей, подобных скамьям эпохи Первого храма, погребальная комната имеет локулы — длинные ниши в стенах, предназначенные для отдельного погребения, которые также отражают эллинистическое влияние. Локулы являются характерными для гробниц Александрии и Египта, которые были культурными центрами эллинистического мира. Впервые они появились в Палестине в селении Мареш, к югу от Иерусалима, которое было населено эллинизированными финикийцами из Сидона и идумеями.
Вместо погребения останков в яме или хранилище, как в период Первого храма, кости располагались в следующей комнате. Начиная с 20-10 гг. до н.э. практика помещения костей из локул в следующую комнату или яму заменилась на помещение костей в каменные ящики, называемые оссуариями. Оссуарии являются характерными для каменных гробниц Иерусалима, датируемых временем до разрушения города римлянами в 70 г. н.э.
Большинство черт, которые появились в гробнице Иасона, остались отличительными для еврейских гробниц в Иерусалиме до завершения периода Второго храма (70 г. до н.э.): крылечко напротив входа в гробницу, иногда с двумя колоннами; локулы, вырезанные в стенах погребальных комнат; большие пирамидальные, конические или колонные памятники, воздвигнутые над гробом.
Использование оссуариев постепенно пришло на смену вырезанию второй комнаты. Гробницы с подобными чертами окружают Иерусалим с севера, востока и юга. Типичными примерами являются: гробница Бене Хезира в долине Кедрон, гробница царицы Елены в Адиабене (так называемая гробница царей) в Восточном Иерусалиме, гробница Санхедрия недалеко от Санхедрии на севере Иерусалима, и гробница Никанора на горе Скопус.
Как свидетельствуют все евангелисты, Господь Иисус Христос был распят накануне субботы (Мф. 27, 57-59; 28, 1, Мк. 15, 33-34; 42-43, Лк. 23, 44; 50-54, Ин. 19, 31), и его последователи оказались в трудной ситуации: закон требовал погребения в течение 24 часов (Втор. 21, 22), кроме того, погребение было запрещено в субботу. Поэтому Иисус должен был быть погребен до захода солнца в пятницу, когда только начиналась еврейская суббота. Поскольку не было времени приготовить могилу до наступления субботнего покоя, Иосиф Аримафейский поместил тело Иисуса в своем семейном гробе[7]: «И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть [день] перед субботою, — пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Мк. 15, 42-46), «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27, 57-60).
Сегодня многие ученые полагают, что поскольку распятие было жестокой формой наказания, которую римляне использовали главным образом в отношении низших классов, то Иисус Христос был приговорен к смерти, как уголовный преступник «на древе позора»[8]. Дж. Д. Кроссан, например, утверждает, что Иисус после такого приговора не должен был быть погребен вообще, поскольку существовал запрет на погребение таких людей. Их тела должны были быть оставлены на съедение собакам.
Однако представление о запрете на погребение или погребение в бесчестье основано на ошибочном понимании археологических свидетельств и иудейского закона. Иисус был осужден на смерть римскими властями за преступление против Рима. Если бы он был осужден на казнь по приговору Синедриона, то не должен был бы подвергнуться распятию. Именно члены Синедриона потребовали у Пилата этой страшной смерти на кресте (Мф. 27, 20), считая, по-видимому, это страшное наказание более соответствующим степени преступления.
Но формально, поскольку казнь совершили римляне, предписание о бесчестном погребении не распространялось на Иисуса Христа. Римляне использовали распятие преимущественно для того, чтобы утвердить мир и порядок и наказать мятежные провинции за подстрекательство к восстанию и акты измены. Жертвы распятия иногда оставлялись на крестах в течение нескольких дней, тем не менее это не было обычным явлением[9].
Со времени завоевания Помпеем в 63 г. до н.э., когда Иудея попала под непосредственное римское правление, распятие могло осуществляться только римскими властями. Те, кого синедрион находил виновным, могли быть по его приговору побиты камнями, как брат Иисуса Иаков, сожжены, обезглавлены или повешены: «Четыре формы наказания были даны судам: побиение камнями, сожжение, обезглавливание и повешение»[10].
Согласно библейскому законодательству (Втор. 21, 22) тела казненных преступников могли быть повешены с целью публичного представления только тогда, когда человек уже умер. Повешение уже казненных преступников описано в Мишне следующим образом: «Как они повесили его? Они поставили столб в землю, связали вместе его руки и так повесили его»[11]. В противоположность этому римское распятие предполагало повешение живой жертвы, руки и ноги которой прибивались ко кресту гвоздями или привязывались веревками[12].
Следующий фрагмент из сочинения Иосифа Флавия свидетельствует, что евреи погребали жертв римского распятия в соответствии с еврейским законом: «...иудеи так строго чтят погребение мертвых, что даже приговоренных к распятию они до заката солнца снимают и хоронят»[13]. Мишна также не считает распятие римскими властями бесчестием и не запрещает погребать жертв распятия в семейных гробницах. Следует, однако, отметить, что преступники, которые были казнены за нарушение еврейского закона, не могли быть погребены в семейных гробницах или погребальной земле: «И они не погребли (преступника) в погребальной земле его предков. Но были сделаны два кладбища для использования судом, одно для тех, кто был обезглавлен или повешен, и другое для тех, кто был побит камнями или сожжен»[14].
Археологами была открыта только одна распятая и идентифицированная жертва[15]. Останки Йехоханана были найдены в оссуарии в каменной гробнице в Иерусалиме. Согласно Кроссану, погребение Йехоханана в семейном гробе является «исключительным и экстраординарным», поскольку жертвы распятия не должны были получать погребения[16].
Между тем, как было показано выше, еврейский закон не запрещал погребения жертв распятия в семейных гробницах. Кроссан утверждает, что «из тысяч людей, распятых около Иерусалима в первом веке, мы имеем только один распятый скелет, который сохранился в оссуарии. Было ли тогда погребение скорее исключением, нежели правилом, экстраординарным, нежели обычным случаем?»[17].
Пожалуй, верным будет вывод о том, что захоронение останков даже одной жертвы распятия является исключением, а не о том, что распятых было запрещено погребать. Во-первых, за единственным исключением (костница конца периода Первого храма на кладбище в долине Кетеф Хинном, упоминавшемся ранее), археологами никогда не было обнаружено в Иерусалиме ни одной неразграбленной гробницы. Даже в случаях, когда гробницы или оссуарии содержат какие-либо останки, скелеты часто повреждены или неполны.
Во-вторых, богатые иерусалимляне, которые являлись собственниками гробниц с оссуариями, при римлянах пользовались сохранением статус-кво. Вероятнее всего, лишь очень немногие из них подвергались распятию. Большинство жертв, распятых римлянами, принадлежали к низшим классам, тем, кто не мог позволить себе иметь каменные гробницы.
В-третьих, что также немаловажно, гвоздь в пяточной кости Йехоханана сохранился только вследствие случайности: «Наиболее драматичным свидетельством того, что этот молодой человек был рапят, был гвоздь, который пронзил его пяточную кость. Без этого гвоздя мы никогда бы не догадались, что этот молодой человек умер таким образом. Гвоздь сохранился только потому, что он загнулся при ударе, когда был вбит в сучок оливкового дерева на кресте. Сучки оливкового дерева столь твердые, что при ударе конец гвоздя наклонился и загнулся. Мы нашли кусок оливкового дерева (ок. 1-2 см) на вершине гвоздя. Это дерево, вероятно, отломилось от сучка, где был вбит искривленный гвоздь. Когда пришло время снять умершую жертву с креста, совершавшие казнь не смогли вырвать этот гвоздь, загнувшийся за крестом. Единственным способом снять тело было взять топор и отрубить ступню»[18].
Как правило, средства, посредством которых жертвы прикреплялись к крестам, не оставляли заметных следов в физических останках или археологических находках. Некоторые жертвы были привязаны веревками, которые развязывались, когда тело снималось с креста. Когда жертвы прибивались, то крест клали на землю и вынимали гвозди. Гвоздь в лодыжке Йехоханана сохранился только потому, что он загнулся и не мог быть удален из тела.
Иисус родился в бедной семье, которая не могла позволить себе погребение в каменной гробнице. Если бы Иосиф Аримафейский не предложил место для Него в своем семейном гробе, Иисус, возможно, должен был быть погребен так же, как и многие представители бедных классов: в отдельной выкопанной могиле. В таком случае тело заворачивалось в плащаницу или иногда помещалось в деревянный гроб, а затем полагалось в могилу. После закапывания могилы сверху ставился камень. Поскольку могилы, выкопанные в земле, бедны по находкам и гораздо менее заметны и более подвержены разрушению, чем каменные гробницы, мы знаем немного их описаний[19].
В Иудее такие гробницы найдены в Кумране, где были погребены члены иудейской секты[20], на кладбище недалеко от Иерусалима[21] и на кладбище у восточного берега Мертвого моря[22]. Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса в своем гробе, поскольку, во-первых, семья Иисуса не имела собственной каменной гробницы, и, во-вторых, не было времени для того, чтобы выкопать могилу до наступления субботнего покоя. Иосиф, богатый иудей, возможно даже член Санхедрина, имел семейную гробницу. Все подобные гробницы в Иерусалиме были семейными. Не существует никаких свидетельств того, что Санхедрин или римские власти продавали или приготавливали такие гробницы для казненных преступников. Эти несчастные должны были быть погребены в отдельных выкопанных могилах. На это также косвенно указывает свидетельство о поле горшечника, для погребания странных (Мф. 27, 7-8).
Таким образом, описание снятия Иисуса Христа с Креста и погребения в Евангелии полностью согласуется с данными археологии и предписаниями иудейского закона.
[1] См.: Gabriel Barkay. News from the Field: The Divine Name Found in Jerusalem. BAR 09:02.
[2] Иосиф Флавий. Иудейские древности. 13.6.6.
[3] Andrea M. Berlin. Power and Its Afterlife, Tombs in Hellenistic Palestine. Near Eastern Archaeology (NEA), June 2002. - S. 145.
[4] См.: Martin Hengel. Judaism and Hellenism. - Philadelphia: Fortress, 1981. - S. 64.
[5] Levy Y. Rahmani. Jason‘s Tomb // Israel Exploration Journal (IEJ) 17, no. 2 (1967). - S. 61-100.
[6] См.: Nahman Avigad. Aramaic Inscriptions in the Tomb of Jason // IEJ 17, no. 2 (1967). - S. 101-111; Rahmani. Ancient Jerusalem‘s Funerary Customs and Tombs. Part Three. - Biblical Archaeologist, Summer 1981. - S. 45.
[7] О вопросах, связанных с дискуссией о различиях в изложении событий в Евангелиях, см.: Byron R. McCane. Roll Back the Stone. Death and Burial in the World of Jesus. - Harrisburg, PA: Trinity Press International, 2003. - S. 101-102. В этой работе автор фокусируется на повествованиях Марка и Матфея, которые обычно рассматриваются как более ранние и более точные по сравнению с повествованием Луки. Различия между Евангелиями от Марка и Матфея заключаются в том, что у Марка Иосиф называется членом Санхедрина, а у Матфея просто богатым человеком (эти два утверждения являются дополняющими друг друга). Кроме того, Матфей утверждает прямо, что это была семейная гробница Иосифа, в то время как Марк об этом не говорит. Автор этой статьи считает, что Матфей точен в своем повествовании вплоть до деталей.
[8] Martin Hengel. Crucifixion in the Ancient World and the Folly of the Message of the Cross. - Philadelphia: Fortress, 1977. - S. 19, 83, 90. См. Также: Craig A. Evans. Jesus and the Ossuaries. What Jewish Burial Practices Reveal about the Beginning of Christianity. - Waco: Baylor University, 2003. - S. 101; McCane. Roll Back the Stone... - S. 89; John Dominic Crossan. Who Killed Jesus? Exposing the Roots of Anti-Semitism in the Gospel Story of the Death of Jesus.- New York: HarperSanFrancisco, 1995. - S. 160-163; Raymond E. Brown. The Death of the Messiah from Gethsemane to the Grave: A Commentary on the Passion Narratives in the Four Gospels. Volume two. - New York: Doubleday, 1994. - S. 947.
[9] McCane. Roll Back the Stone... - S. 90, 105; Brown. The Death of the Messiah... - S. 1207; contra Crossan. Who Killed Jesus... - S. 160-161.
[10] Мишна. Санхедрин 7.1.
[11] Мишна. Санхедрин 6.4.
[12] Способы, которыми тело прикреплялось ко кресту, являются дискутируемыми. См. о двух различных реконструкциях в работах: Vassilios Tzaferis. Crucifixion - the Archaeological Evidence. BAR, January/February 1985; Joseph Zias and Eliezer Sekeles. The Crucified Man from Giv‘at ha-Mivtar: A Reappraisal // IEJ 35, 1985. - S. 27. Зиас и Секелес отмечают, что смерть вызывалась удушением, а не прибиванием тела ко кресту гвоздями.
[13] Иосиф Флавий. Иудейская война. 4.5.2.
[14] Мишна. Санхедрин 6.5.
[15] Как замечает Маккейн в статье "Roll Back the Stone" (S. 100-101) в противоположность Кроссану. См. также: Tzaferis. Crucifixion - the Archaeological Evidence; Rahmani. Ancient Jerusalem‘s Funerary Customs (S. 51); Rahmani. A Catalog of Jewish Ossuaries in the Collections of the State of Israel. - Jerusalem: Israel Antiquities Authority, 1994. - S. 131, no. 218. На с. 99 в статье "Roll Back the Stone" Маккейн отмечает: «На бесславное погребение был обречен тот, кто был осужден народом Израильским». Надпись на другом оссуарии в гробнице Йоханана свидетельствует о том, что распятие не обрекало человека на погребение в бесчестии, так как на оссуарии написано: «Симон, строитель храма». Если бы Йоханан был обречен на погребение в бесчестии, то его не погребли бы в гробнице с Симоном. См.: Tzaferis. Crucifixion - the Archaeological Evidence... - S. 47, 50; Brown. The Death of the Messiah from Gethsemane to the Grave... - S. 1210.
[16] Crossan. Who Killed Jesus... - S. 168; and The Historical Jesus. The Life of a Mediterranean Peasant. - New York: Harper San Francisco, 1991. - S. 391.
[17] Там же.
[18] Tzaferis. Crucifixion - the Archaeological Evidence... - S. 50. В своем исследовании "The Crucified Man from Giv‘at ha-Mivtar". (S. 24) Зиас и Секелес не находят никаких данных об ампутации, но подтверждают, что гвоздь не мог быть вынут из пяточной кости, поскольку он загнулся: «Прежде чем тело было снято с креста, хотя и с некоторой трудностью для освобождения правой ноги, семья осужденного должна была понять, что невозможно удалить загнутый гвоздь без полного повреждения пяточной кости» (с. 27).
[19] См.: Joseph Patrich. Graves and Burial Practices in Talmudic Sources, in Itamar Singer, ed., Graves and Burial Practices in Israel in the Ancient Period. - Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1994. - S. 191-192. В Риме также погребали в простых ямах, выкопанных в земле, бедных людей. См.: Jon Davies. Death, Burial and Rebirth in the Religions of Antiquity. - New York: Routledge, 1999. - S. 148. Тела нищих и преступников погребались в массовых захоронениях. См.: John Bodel. Graveyards and Groves. A Study of the Lex Lucerina // American Journal of Ancient History 11, 1994. - S. 38.
[20] Jodi Magness. The Archaeology of Qumran and the Dead Sea Scrolls. - Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2002. - S. 168-175.
[21] Boaz Zissu. Odd Tomb Out: Has Jerusalem‘s Essene Cemetery Been Found? BAR 25:02.
[22] Hershel Shanks. Who Lies Here? Jordan Tombs Match Those at Qumran. BAR 25:05; Konstantinos D. Politis. The Nabataean Cemetery at Khirbet Qazone. - NEA, June 1999. - S. 128.