Апостольская вера и неверие
На библейских примерах автор анализирует феномены веры и неверия, а также, характеризует взгляды современного человека и человека обладающего "библейским сознанием".
Статья

Современный человек привык связывать веру с областью предположений, необоснованных мнений, недоказуемых гипотез. Вера воспринимается как неполноценное знание, потому что это знание нельзя проверить и оно не может быть общезначимо. Вера, тем самым, — это знание, которое всегда можно поставить под сомнение, знание зыбкое, эфемерное, не выдерживающее серьезной критики.

Для библейского сознания дело обстоит противоположным образом. Вера по своему смыслу — твердыня, непоколебимое основание для человеческой жизни. Здание веры — не колосс на глиняных ногах, но дом, построенный на скале, который устоит перед разбушевавшейся стихией благодаря своему крепкому основанию. Вера человека — проявление силы, а не слабости.

Во многих языках есть слово аминь, взятое из Библии без перевода. Оно звучит как решающее слово и не допускает никакой двусмысленности, сомнений. Именно в таком духе использует его Христос: Аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха (Ин 8:34; в русском переводе: Истинно, истинно говорю вам). Аминь в переводе означает истинно. Древнееврейские слова аминь и эмуна (вера) — однокоренные. Иначе говоря, истина и вера в библейском языке — родные сестры.

Вера Христова преподносится Апостолами не в виде системы предположений, а как явление истины такой важности и очевидности, что свидетели проливают свою кровь ради веры. Яркий пример мученического свидетельства веры во Христа — личность апостола Петра. Сам Христос дает нам целостный образ Апостола, когда нарекает ему имя Петр, что означает камень, точнее, скала. Вера во Христа, как твердыня, делает Апостола камнем, и этот камень будет иметь фундаментальное значение в строительстве дома Божия для всех народов (Мф 16:18).

Нельзя сказать, что вера Петра — само совершенство. Эта вера знает взлеты и падения, причем от взлета до падения порой один шаг. Проследим этот шаг по Евангелию. Апостол Петр исповедует веру в Иисуса и свидетельствует Ему: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16:16). Этот взлет веры был назван от Бога блаженным состоянием: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф 16:17). Христос пророчествует, что благодаря твердой как камень вере Апостол будет иметь основополагающее значение для Церкви и получит ключи Царства Небесного (Мф 16:18,19).

Через три стиха после взлета веры читатель Евангелия узнает о падении Петра. Апостол из чисто человеческой привязанности к Учителю отговаривает Его от крестной смерти. И тогда Христос, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн (Мф 16:23). Какие страшные слова! Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет это так: Христос называет Петра сатаной, поскольку «и сатане не хотелось, чтобы Христос пострадал».[1]

На это стоит обратить пристальное внимание: даже среди 12 избранных Апостолов находит себе место не только искренняя горячая вера, но и такое неверие, что Христос называет Петра сатаной, а Иуду Искариота — диаволом. Господь Иисус однажды сказал к двенадцати ученикам: Один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати (Ин 6:70,71). Иуда и Петр получили от Христа одно и то же название (диавол и сатана — синонимы). Однако разница между тем, что двигало Иудой и Петром, колоссальна: Иудой двигало сребролюбие, а Петром — христолюбие. Особенно важно посмотреть на веру Петра в момент падения, — в этот момент вера проявляется особенно контрастно, потому что видна на фоне неверия. Вышеописанное падение веры показывает, что Петр искренне любит Христа, хотя любовь его здесь проявляется в крайне искаженном, опасном, богоборческом виде — как отрицание Креста.

Итак, в Апостолах вера боролась с неверием. Даже апостол Петр падал, но вера была для него твердой почвой под ногами, а не зыбучими песками, и поэтому он мог вставать и идти по пути Божию, даже когда другие не находили на это сил. Апостол вставал после тяжких падений и умел так крепко стоять в вере, что мог быть утверждением, опорой даже для других Апостолов. Христос ему дает поручение: Обратившись, утверди братьев твоих (Лк 22:32).

Когда Христа пришла арестовывать вооруженная толпа, Апостолы спрашивают Учителя: Не ударить ли нам мечом? (Лк 22:49). Петр, не дожидаясь позволения начать бой, наносит удар в голову рабу первосвященника (Ин 18:10). Апостол, оказавший вооруженное сопротивление, безусловно был обречен на смерть, но Господь исцеляет раненого раба и властно прекращает кровопролитие. Во время ареста Христа апостол Петр показал делом свою готовность отдать за Него жизнь. В этом поступке он одновременно продемонстрировал и беззаветную верность Христу вплоть до положения собственной жизни, и в то же время неверие в то, что Крест Христов — это и есть путь Божий.

Неверие заявило себя и тем, что Петр отрекся от Христа. И не один раз, а трижды, и не просто отрекся, а с клятвою. Вглядимся, как происходило это падение. Петр не покинул Христа после ареста, как сделали это другие апостолы, а вместе с Иоанном последовал за Ним во двор первосвященника. Там в Петре узнают ученика Христова, который при аресте с оружием Его защищал (Ин 18:26). Это означает, что Петра могут казнить как сообщника Иисуса, осужденного за мнимые преступления. Петра узнали, но он не стремится уйти, а раз за разом пытается возражать опознающим его людям. Он упрямо остается в стане врагов, хотя угроза для жизни возрастает с каждой минутой. Уходит Петр только тогда, когда ловит на себе взгляд Спасителя и вспоминает пророчество о троекратном отречении. Апостол Петр сознает свой грех и оплакивает его (Мф 26:75). Он обретает веру в то, что крестный путь Спасителя был Его вольным выбором.

Горький парадокс: отрекаясь от Христа, Петр старается остаться подле Него. С неверностью в Апостоле борется верность Христу, с неверностью соседствует верное желание пребывать с Христом до конца, быть на Его стороне, разделить Его судьбу. Неверие в конечном счете разбилось о твердыню веры апостольской. Тогда Господь Иисус восстанавливает апостольское достоинство Петра (Ин 21:15).

Как и в апостоле Петре, в любом верующем можно обнаружить борьбу между верой и неверием. Господь учил, что даже маленькая, как горчичное зерно, но жизнеспособная вера может вырасти в человеке и раскрыться как подлинное Царствие Небесное (Лк 13:19). Митрополит Антоний Сурожский замечает: важно не только, велика или мала вера, но еще и то, является ли маленькая вера крепкой крупицей, является ли она искрой, разгорающейся в пламя, или потухающим угольком.

Эти слова владыки Антония сказаны как бы про апостола Петра, потому что на протяжении всего Евангелия мы видим, что вера Апостола действительно является твердым камнем, разгорающимся пламенем. Даже отречение от Христа не могло задуть это пламя, не могло растоптать в пыль этот камень веры. Живой камень вырос, и пламя разгорелось так, что и среди Апостолов мы чтим Петра как Первоверховного. Такова победа апостольской веры над неверием.

«Альфа и Омега»,  3 (41), 2004, с.234-238.

 



[1] Существует и иное объяснение этого места: Спаситель обращается к тому, кто искушает Петра, и это искушение — продолжение искушений в пустыне, ср. отойди от Меня, сатана (Мф 4:10); диавол отшел от Него до времени ( Лк 4:13). — Ред.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9