В синодальный период ясно обозначилась тенденция массового ухода в женские монастыри представительниц разных сословий. На это указывают большое число вновь возникших обителей, их многолюдность. Каждое сословие внесло свою существенную лепту в образование новых общин и монастырей в империи. В 1820-е годы крестьянок в монастырях насчитывалось 42,5%, а к началу ХХ века – уже 62 – 70,4%. Но и другие сословия вносили свою лепту в то, чтобы женское монашество в России состоялось: дворянство и купечество (деньгами и землёй), мещанство (преимущественно в городах). Для каждого сословия существовала своя форма перехода из жительства в миру в монастырь, связанная с юридическими процедурами местного и волостного правления. До отмены крепостного права в 1861 г. из всего крестьянского сословия только представители государственного крестьянства имели более облегчённую возможность ухода в монастырь. Девушек сельчане провожали тепло как молитвенниц за крестьянский мир родного села, существовали традиции и церемонии проводов. Дворянство, купечество и мещанство не имели обширных связей, которыми обладало крестьянство, поэтому их проводы носили индивидуальный характер.
В монастырь приходило свидетельство как официальное уведомление об откреплении от прежнего места жительства и фактически от прикреплённой сословной среды. Увольнение от общества требовалось только для поступления в монастырь, если это была община, то от испытуемой требовалось представить только “вид на проживание” – своего рода паспорт. В отношении девицы из дворян не употреблялось выражение “уволена от общества”, существовала другая формулировка: “поступила в монастырь согласно указу Духовной консистории”. Дворянки должны были привозить письма от родителей, опекунов, иногда от епархиального архиерея, купеческие дочери – от городских властей. Для них характерно временное проживание в монастыре до принятия окончательного решения. Они жили в обители на правах трудниц (иногда даже в мирском платье), могли временно покидать монастырские стены, чтобы навестить родных, писали письма. Послушание было обычно самое простое (например, помощь в преподавании в школе для детей). В дворянской среде можно встретить немало примеров, когда девушки принимали решение об уходе в монастырь вопреки воле родителей. Твёрдости в принятии решения добавляло иногда общение со старцем-духовником (непосредственно устное или переписка). В их письмах звучит чётко осознаваемый будущей насельницей мотив ухода: её призывает Сам Бог стать Его невестой. Такие же мотивы можно встретить и у крестьянских девушек, а также утилитарные. Зафиксированы случаи ухода в монастырь, чтобы замолить родительские грехи, вымолить кого-то из членов семьи, знакомых, частым был мотив отдачи девочек в обитель по обету. Смерть жениха накануне свадьбы однозначно расценивалась как отсутствие благословения Божьего на брак, из-за чего также девушки всерьёз задумывались о монашеской жизни.
Практика показывает, что среди крестьян было меньше случаев несогласия родителей с просьбой дочери уйти в монастырь. У крестьян отсутствовал характерный для дворянства мотив отказа, как бесчестие роду, которое могла нанести уходящая в обитель девушка. Немало дворян рассматривало переход в духовное сословие (приём в монашество) как понижение социального статуса. До нас дошли записки, мемуары, жизнеописания известных подвижниц XIX – начала XX века из родовитых дворянских семейств: игумений Таисии (Солоповой), Августы (Ширинской-Шихматовой), Поликсении (Кондратьевой), схимонахини Леонтии (Левицкой), в которых красноречиво отражены их предмонастырские искания, душевные сомнения, горячая решимость, реакция родителей.
Время кануна поступления в монастырь являлось очень важным моментом, поскольку позволяло наблюдать изменение поведенческой модели, когда человек в мирских условиях старается максимально приблизиться к монастырской жизни. Это выражалось в строгой аскезе, активной помощи бедным, обездоленным, больным, паломничестве к святым местам.
Уход в монастырь для разных сословий имел свои особенности. У каждого сословия существовала своя традиция проводов в монастырь, своя подготовка к монастырю, юридические особенности открепления от местожительства и среды. Но было и общее, что объединяло все сословия – вера, желание духовной образованности и стремление понять цель монастырской жизни.