За последние несколько лет изменения климата и экологические вопросы приобрели огромное значение. Мы люди, с нашей технологией и экономикой оказываем сильное влияние на окружающую среду, мир, в котором мы живем. Религиозные сообщества должны обращать внимание на эти экологические вопросы. Возможно, что они могут сказать нечто важное о нашем отношении к природе как творении Божием. Возможно, они могут мотивировать нас к тому, чтобы поддерживать многообразие. Возможно, они должны стать более скромными и научиться у науки, а также из последствий нашего экономического движения, нашего использования окружающей среды, и наших верований.
Каждые два года Европейское общество по изучению науки и богословия (ESSSAT) организует конференцию по науке и богословию. ESSSAT вдохновляет научное сообщество развивать изучение взаимодействия науки и богословия, создавая возможность участия в диалоге для ученых, различающихся по своему географическому, языковому и конфессиональному происхождению. Авторы этого тома рассматривают научные и богословские аспекты многообразия творения. Статьи представляют собой переработанные и дополненные версии пленарных лекций 11 Европейской конференции по науке и богословию, которая проходила в г. Яссы, Румыния в апреле 2006 г. Главными организаторами этой конференции были профессор химического факультета Технического университета Юлиан Русу и о. Георгий Петрару, профессор богословского факультета университета Александра Иоанна Кузы. Конференция также получила поддержку архиепископа Ясского и митрополита Молдавии и Буковины Даниила, который в сентябре 2007 г. был избран патриархом Румынской Православной Церкви.
В вводной главе профессор В. Дриз затрагивает вопрос о ценности религиозного видения мира и возможном вкладе такой точки зрения в заботу об окружающей среде. Дриз рассматривает богословие как интегрирующее в себя космологию и аксиологию, а потому имеющее непосредственное отношение к поставленным в заглавии книги проблемам.
Первая часть книги посвящена рассмотрению многообразия взглядов на творение. В статьях этого раздела отражены различные подходы к решению вопроса о том, каким образом человек должен относиться к природе.
В своем приветственном слове патриарх Румынский Даниил акцентирует внимание на ошибочности противопоставления науки и веры, знания и тайны. Он подчеркивает, что нельзя разделять творение и откровение. Рациональность вселенной предполагает возможность научного познания, но не упраздняет тайны, которая может вдохновить к духовному общению с Творцом.
Член центра междисциплинарных исследований религии Бирбек-колледжа Лондонского университета Анна Примавеси в своем докладе выражает убежденность в том, что наука может помочь нам приобрести более глубокое понимание реальности. Особый интерес для нее представляют вопросы биологической и геологической истории Земли. В докладе развивается холистический взгляд на биосферу, который получил название «гипотезы-Геи».
Профессор философии университета Фрайбурга в Брейсгау Регина Катер акцентирует внимание на месте человека в природе и сущности человека. С одной стороны человек является продуктом природы, биологически существом. С другой стороны, человек представляет собой природу, возросшую до необычайно высокого уровня самосознания, что позволило ему создать технологию и культуру. Поэтому взгляд человека на мир не может быть ограничен чисто биологическим пониманием того, что существует. Наряду с фактом существования человека важен также аксиологический аспект.
Дэвид Гудин в своем докладе обращается к библейскому повествованию о левиафане. Если в книге пророка Исайи левиафан предстает как символ зла, который должен быть уничтожен, то в книге Иова левиафан является частью творения Божия. Гудин исследует вопрос о том, каким образом эти два противоположных образа понимались и интегрировались в рамках восточно-православной традиции, в частности свт. Иоанном Златоустом. Опираясь на свой экзегетический анализ Гудин приходит к пониманию Священного Писания, в котором творение имеет внутреннюю ценность.
Научный сотрудник университета Эксетера Кристофер Саутгейт рассматривает проблему страдания творения в течение эволюционного процесса. Каким образом это может быть примирено с образом благого Творца? Ключевым для понимания этой проблемы является понятие кенозиса, представления о том, что Бог предоставляет твари пространство для свободы, и, следовательно, Бог самоумаляется, ограничивает себя.
Альфред Крачер исследует культурное и технологическое бытие человека как противопоставленные его природному бытию. По мнению Крачера такое противопоставление неоправданно, поскольку человек должен рассматриваться как тварный со-творец. Крачер в своем докладе стремится проложить мост от области природы реальности (космологии) к области ответственности (аксиологии).
Тони Вейтинг в своем докладе проводит анализ ответов науки и религии на вызов экологического кризиса. По мнению Вейтинга, человек находится в состоянии переосмысления отношений между человеком и окружающей средой посредством метафор и мифов, опираясь как на религиозные, так и на научные метафоры и мифы.
Во части сборника помещены доклады, в которых акцентируется внимание на концепции сохранения и поднимается вопрос о необходимости поддерживать многообразия творения.
Профессор генетики университетского колледжа Лондона Р. Берри выступает против концепции «сохранения», поскольку она предполагает сохранение статус-кво; в то время как наука, светская история и библейское повествование показывают, что мы находимся в состоянии непрерывного изменения. Поэтому Р. Берри предпочитает говорить о «развивающемся поддержании», т.е. допускающем дальнейшее развитие. Тем не менее, Р.Берри согласен с необходимостью ответственной заботы человека об окружающей среде.
Профессор факультета земли и наук о жизни университета Амстердама Ян Боерсема в своем докладе приводит множество свидетельств утраты биологического разнообразия, как естественного, так и порожденного человеком. Он соотносит вопросы сохранения биологического многообразия с культурными проблемами, а также с более широкой концепцией качества жизни.
Крис Уилтшер рассматривает вопрос о том, может ли поддержание многообразия рассматриваться как добродетель? Его ответ отрицательный, и проф. Уилтшер считает, что усилия по поддержанию биологического многообразия должны опираться на другие основания, нежели на аргументы христианского богословия.
Заслуженный профессор философии точных наук и философской этики университета Амстердама Питер Киршенманн ставит подобный вопрос: являются ли нравственные причины поддержания многообразия укорененными в науке, в религии, или в экономике и таким образом, в эгоистических интересах? Ведь международными документами закреплены права наций на использование их собственных биологических и генетических ресурсов. По мнению проф. Киршенманна ограничение только областью правовой или даже этической ответственности является недостаточным. Для решения существующих проблем необходима также религиозная ответственность. Профессор философии науки Понтификальной академии в Кракове Збигнев Лиана в своей статье рассматривает культурологические и философские аспекты самой концепции многообразия. Плюрализм постмодернистского мышления ставит вновь вопрос о ценности истины. Завершает сборник статья профессора систематического богословия и философии религии Тюбингенского университета Дека Эверса, в которой рассматривается проблема религиозного плюрализма как вызова для богословия. По мнению автора, христианское богословие связано с поиском человеком смысла, истины и ответственного поведения, и этот поиск неизбежно оказывает влияние на науку и технологию.
Книга может быть рекомендована всем, кто интересуется различными аспектами диалога науки и религии, а также богословским осмыслением экологической проблематики.
Оглавление
Предисловие и благодарности VII
Список авторов IX
Сокращения XIII
- 1. Разнообразие творения: взгляд с точки зрения науки и богословия (В. Дриз) 1
- 2. Рациональность и тайна во Вселенной: необходимость диалога между наукой и религией (Даниил, патриарх Румынской Православной Церкви) 7
Часть 1 Разнообразие взглядов на творение 13
- 3. Геологическая история, науки о земле и экологическая теология (Анна Примавеси) 15
- 4. Люди как часть природы: концепция жизни и временные следствия действий (Регина Катер) 26
- 5. Благородный левиафан и извивающийся змей: Восточно-православная перспектива рассмотрения экологического послания книг Бытия, Иова и Исайи (Давид К. Гудин) 43
- 6. Да и нет творений своему Творцу: предпосылки эволюционной теологии, кенотического тринитаризма и этики окружающей среды (Кристофер Саутгейт) 58
- 7. Разнообразие окружающей среды: природа и технология как конкурирующие мифы (Альфред Крейчер) 78
- 8. Новые космологии и сакральные истории: переосмысление отношения человека и окружающей среды посредством религиозно-научных метафор и мифов (Тони Уотлинг) 89
Часть 2. Поддержание многообразия творения 113
- 9. Поддержание многообразия или развитие многообразия (Р.Дж. Берри) 115
- 10. Каково состояние парникового эффекта? Необходимость для науки и религии в поддержании многообразия (Ян Боерсема) 133
- 11. Является ли богословски значимым поддержание многообразия? (Крис Уилтшер) 155
- 12. Поддержание многообразия: от науки и морали к религии - или просто экономии? (Питер Киршенманн) 164
- 13. Объективность, истина и мнообразие в науке и религии: взаимоигра идей (Збигнев Лиана) 175
- 14. Поддержание многообразия: религиозный плюрализм и вызов для теологии (Дек Эверс) 181
Индекс 187