В книге «Бог после Дарвина» известный католический богослов Джон Ф. Хот утверждает, что продолжающаяся полемика между эволюционными биологами и христианскими апологетами идет в ошибочном направлении: обе стороны обращают внимание на фундаментальный замысел и порядок во вселенной. Хот полагает, что то, чего не достает в обеих этих соперничающих идеологиях, есть понятие новизны, необходимого компонента эволюции и сущности, лежащей в основании раскрытия божественной тайны. Он утверждает, что картина жизни, раскрытая Дарвином, может обеспечить действительно плодотворным основанием для зрелой рефлексии богословия, нежели зачастую полагают враждебные к религии ученые-скептики и многие верующие. Хот предлагает основанное на научном знании объяснение отношения между богословием и эволюцией.
Хотя многие люди убеждены в том, что эволюция является установленным фактом, она редко рассматривается в качестве темы для богословской рефлексии. Эта книга имеет своей целью изменить такое восприятие. Хот, профессор Джорджтаунского университета и директор центра по изучению науки и религии Джорджтауна соединяет вместе богословскую и научную компетентность в этой трудной теме. Он представляет глубокий богословский подход, который не только находит место для эволюции, но также рассматривает ее как интегральную часть для более полного понимания божественной цели.
Как показывает заглавие книги, Хот ищет не просто обеспечения диалога богословия с эволюционной теорией, но именно построения богословия эволюции. Он придерживается срединного пути в диалоге между наукой и религией. С одной стороны, фундаменталисты и атеисты утверждают, что христианство и эволюционная наука являются противоречащими друг другу и не совместимыми; истина одного подразумевает ложность другого. С другой стороны, либеральные богословы и некоторые ученые защищают модель разделения сфер науки и религии. Как сравнительно недавно заметил Стивен Джей Гоулд, религия говорит о Скале Веков; наука говорит о веке скал. Так как наука и религия имеют дело с различными областями познания, между ними не может быть конфликта.
Хот не придерживается ни одной из этих позиций. Он настаивает на том, что дарвиновская теория эволюции радикально повлияла на богословские утверждения. Он поставила вызов богословской иерархии сущего, которая ставила человека выше и отдельно от остального творения. Она не только потребовала пересмотра задачи естественного богословия, но повлияла на такие темы как творение, эсхатология и проблема зла. Хот не придерживается ни модели противостояния, ни отделения, но модели сотрудничества. Он говорит о том, что богословие должно принять и осмыслить утверждения современной дарвиновской теории. Но при этом автор проводит различие между наукой, и утверждениями, которые часто выдаются за науку. Принятие эволюционной биологии не подтверждает, ни опровергает христианства. Скорее, оно изменяет способ видения многих существенных вопросов.
Разрабатывая богословие эволюции, Хот акцентирует внимание на историческом и эсхатологическом характере христианской мысли. Продолжая настаивать на сохранении иерархии сущего, он акцентирует внимание на том, что она является не вертикальной, но горизонтальной. Человечество является важным вследствие его роли в развертывании творения, развертывании, которое еще не завершено, и которое направлено к еще не достигнутой цели.
С перспективы богословия процесса Хот также рассматривает проблему зла в контексте эволюционной мысли, что подразумевает миллионы лет борьбы и вымирания. Природа открывает нам Бога, который предполагает, но не повелевает, Бога, который выражает любовь через самоумаление, воплощение и разделение страдания с творением. Хот также пытается преодолеть напряжение между богословием и дарвиновской эволюцией в частности в отношении вопросов цели и финальности. Здесь мы сталкиваемся с различными природами научного и философского дискурса, поскольку наука ограничена тем, что наблюдаемо, а богословие стремится понять целое. Так, Хот отвергает претензии социобиологов объяснить мораль. Для него мораль проистекает из ощущения смысла, которое не может проистекать из одной науки, но требует с необходимостью обращения к религии. Но хотя эволюционная наука возможно не способна показать недвусмысленное направление в жизни, она показывает достаточное количество примеров, которые согласуются с богословскими утверждениями о предельной цели или обещании.
Второе издание книги включает в себя новую главу, в которой автор рассказывает о своем участии в качестве эксперта в деле Китцмиллера против школьного округа Дауэра в отношении преподавания эволюции и теории «разумного замысла» в школах.
Книга будет полезна широкому кругу богословов и ученых, интересующихся вопросами диалога науки и религии.
Содержание
Предисловие IX
1 Позади замысла 1
2 Опасная идея Дарвина 13
3 Богословие со времени Дарвина 25
4 Дар Дарвина богословию 49
5 Религия, эволюция и информация 61
6 Бог за эволюцию 87
7 Эволюция, трагедия и космическая цель 113
8 Религия, этика и эволюция 129
9 Эволюция, экология и обещание природы 153
10 Космическая эволюция и божественное действие 173
11 Дарвин и Бог после Дауэра 193
Заключение 211
Благодарности 219
Примечания 221
Индекс 239